Всем доброго дня. Одному из автора данного блога примерно 20 лет назад довелось поработать на Чукотке в полевой экспедиции в должности маршрутного геолога. Много уже воды утекло с тех пор, но недавно разговаривали с одним человеком, который планирует подписать контракт с одной золотодобывающей компанией и поехать в те места работать. Есть подозрения, что личный опыт работы в данном регионе уже давно не релевантный. Все-таки 20 лет прошло и скорее всего, даже в этих забытых Богом уголках нашей страны очень многое поменялось. Экспедиция, в которой работал автор, имела головную базу в городе Певек. На тот момент он представлял из себя весьма печальное зрелище.
При Советах там жило около 30000 человек, а когда там был автор около 5000. Целые пятиэтажные дома стояли с брошенными квартирами. Цены на продукты просто космические. Кругом разруха. Основное развлечение - алкашка. Прямо максимально все депрессивно. Запомнились тротуары, проходящие по лоткам теплотрасс между домами. Там есть одна интересная архитектурная особенность. Все коммуникациями между строениями не закапываются в землю, а прокладываются сверху в коробах. Все это из-за вечной мерзлоты. Сейчас там все сильно поменялось. Там даже "Пятера" магазины открыла. Цивилизация пришла. Но все-таки жизнь в тех местах до сих пор достаточно суровая. Во время разговора вспомнилась одна интересная особенность местных жителей, которой захотелось с читателями блога поделиться. Так что поехали.
Привалы на геологических маршрутах.
Автор там работал полевым геологом. Работа достаточно незамысловатая. Каждый день тебя вездеходом вывозят на точку. У тебя есть GPS навигатор. В нем координата конечной точки твоего маршрута. По маршруту нужно пройти 10 км по пересеченной местности в определенном направлении. Каждые 100 метров остановка, отбор пробы, ее маркировка, снятие координаты и запись информации в блокнот. На первый взгляд ничего сложного.
Иди себе песни напевай и пробы отбирай. Но во-первых идти нужно по пересеченной местности. Если перед тобой сопка, нужно через нее идти, а не в обход.
Небольшая ремарка. У нас есть Телеграм канал где мы часто выкладываем разным моменты из своей жизни в реально времени. Кому интересно- заглядывайте.
Если ручей, то твои проблемы как через него перебираться. Вес одной пробы минимум 200 гр. Грунта. Считай 5 проб взял, вот тебе же и килограмм веса в рюкзаке. А помимо проб с собой нужно нести припасы на день, лопату, что бы эти пробы отбирать, иногда ружье. Чаще всего в маршруты ходят 2-3 человека. Один геолог и маршрутные рабочие. Если местность "простая" то берешь одного рабочего. Если рельеф сложный, то двух. Часто маршрутными рабочими устраиваются представители коренных народностей Чукотки. Мне чаще всего приходилось ходить с двумя местными парнями. Звали их Вова и Гена. К слову, у коренных в массе славянские имена. Других даже не встречал ни разу. И в этих маршрутах сразу в глаза бросалась их выносливость. Парни не были спортсменами. В свободное время злоупотребляли не очень полезными напитками. Курили в массе сигареты без фильтра. Тогда это не было редкостью.
Но при этом могли идти и нести поклажу практически без остановок. Как-то на привале ситуация произошла. Маршрут пролегал через достаточно высокую сопку. На Чукотке особо нет леса и на вершине просто одни голые камни. Погода не лучшая для прогулок, ветер с мокрым снегом и мелким дождем. Присели, решили воду вскипятить. До этого проходили возле небольшого ручья и набрали веток кустарника на костер. Перед привалом один из рабочих спросил, сколько отдыхать будем. Получил ответ: примерно полчаса. Сказал, что он пока поспит, пока мы чай пьем. Как можно поспать в таких условиях, не очень представлялось.
Но как оказалось, все достаточно просто. Парень насобирал мха с камней. Нашел какое-то углубление в земле. Под спину настелил мха и свернулся калачиком, закутавшись в телогрейку. Буквально через 5 минут уже храпел. Как потом сказал, главное спиной на камень не ложиться и что бы ветер не дул. Тогда эти ребята рассказали, что можно и зимой спокойно спать на улице. Только для этого специальная одежда нужна.
Как коренные народы Чукотки могут спать на улице зимой.
Дело тут в специфичной национальной одежде. Шьется она из оленьих шкур. Традиционный костюм состоит из 7 или 8 элементов. В набор входят штаны. Сплошная куртка, которая одевается через голову. Так же есть сапоги и головной убор. Каждый элемент дублируется. Один элемент одевается мехом к телу. А на него такой же, но мехом наружу. Ту одежду, что прилегает мехом к телу обычно шили из летних оленьих шкур. То, что мехом наружу из зимних. На ноги одевают штаны. Называются они конагтэ. Есть у них особенность. Штаны шьются таким образом, что бы была закрыта поясница. Они крепятся шнуровкой практически под грудью. Поверх одевалась куртка мехом внутрь. На нее мехом наружу. Куртка называется-кухлянка. Отличительная особенность, у них не было замков. То есть она сплошная. На ноги надевались сапоги тарбоса. Так же двух видов. Одни более мягкие-мехом во внутрь. Другие мехом наружу. Внутренние часто шьют из тюленьей шкуры. На голову одевается шапка капор. В такой одежде можно реально зимой в сугробах спать, как в спальном мешке.
Парни, а можно мне кухлянку на сувенир?
Как-то мы ездили в стойбище за мясом, и возникла идея разжиться там зимней кухлянкой для себя. Но местные от этой идеи отговорили. Оказывается, они шьют эту зимнюю одежду из шкур, которые практически не выдерживается. Из-за этого они ее в тепле не хранят, потому что она пахнуть начинает. Все это снимается на улице и храниться при отрицательных температурах. Такая одежда часто шьется на один сезон. Весной просто выбрасывается. Осенью колют олений "на одежду" и на зимнюю еду.
От автора блога.
Интересная, конечно, была работа. Чукотка - очень специфичный регион. С удовольствием бы туда туристом прокатился, но, к сожалению, билеты стоят нереальных денег. В Таиланд дешевле слетать, чем в Анадырь или Певек. Средняя цена на перелет Новосибирск-Певек в октябре - 69 тысяч рублей в одну сторону. И это реально перебор.
Понравилась статья- поставь лайк.
Так же заглядывайте в гости на другие наши ресурсы.