Найти в Дзене
Записки Айтишника

Первый «бытовой» видеомагнитофон в СССР 1967 года — «Малахит»

«Малахит» по праву считается легендой отечественной радиотехники. Этот аппарат, запущенный в производство в 1967 году, стал не просто первым «бытовым» катушечным видеомагнитофоном СССР, а настоящим технологическим достижением, открывшим для советских граждан эру персонального видео. Разработка и производство были доверены Рижскому радиозаводу имени А.С. Попова — предприятию с безупречной репутацией и значительным инженерным потенциалом. Чтобы осознать ценность «Малахита», нужно вернуться в 1960-е годы. Телевизионный эфир тогда был явлением сиюминутным и неуловимым. Пропущенный фильм, концерт или спортивная трансляция могли исчезнуть навсегда. Программа передач в газете становилась строгим расписанием на весь вечер. В этих условиях устройство, способное «остановить» эфир, сохранить движущееся изображение, казалось чудом. «Малахит» и стал таким чудом, впервые дав зрителю власть над временем. На тот момент счастливые обладатели видеомагнитофона реально могли «остановить время». Правда,

«Малахит» по праву считается легендой отечественной радиотехники. Этот аппарат, запущенный в производство в 1967 году, стал не просто первым «бытовым» катушечным видеомагнитофоном СССР, а настоящим технологическим достижением, открывшим для советских граждан эру персонального видео. Разработка и производство были доверены Рижскому радиозаводу имени А.С. Попова — предприятию с безупречной репутацией и значительным инженерным потенциалом.

Фото: rw6ase.narod.ru
Фото: rw6ase.narod.ru

Чтобы осознать ценность «Малахита», нужно вернуться в 1960-е годы. Телевизионный эфир тогда был явлением сиюминутным и неуловимым. Пропущенный фильм, концерт или спортивная трансляция могли исчезнуть навсегда. Программа передач в газете становилась строгим расписанием на весь вечер. В этих условиях устройство, способное «остановить» эфир, сохранить движущееся изображение, казалось чудом. «Малахит» и стал таким чудом, впервые дав зрителю власть над временем. На тот момент счастливые обладатели видеомагнитофона реально могли «остановить время». Правда, их было очень мало, но все же...

Фото: rw6ase.narod.ru
Фото: rw6ase.narod.ru

За массивным металлическим корпусом видеомагнитофона скрывалась сложная для своего времени начинка. Аппарат, называемый в документах «малогабаритным», весил 36 кг и представлял собой полноценную инженерную станцию. Важной особенностью «Малахита» было полное отсутствие электронных ламп — он строился на полупроводниковых элементах, что свидетельствовало о передовом подходе. Конструкция лентопротяжного механизма создавалась на основе узлов голландского видеомагнитофона Philips EL-3400, но советские инженеры существенно его доработали.

Фото: rw6ase.narod.ru
Фото: rw6ase.narod.ru

  • Носитель записи: магнитная лента шириной 25,4 мм
  • Длительность записи: около 40 минут на катушке
  • Качество изображения: полоса частот видеосигнала 50 Гц - 2,2 МГц; градаций яркости — 7
  • Качество звука: полоса частот звукового сопровождения 50 - 10 000 Гц
  • Габариты и масса: 570 x 435 x 250 мм; 36 кг
Фото: rw6ase.narod.ru
Фото: rw6ase.narod.ru

Уникальность «Малахита» заключалась не только в записи телепередач. Комплект включал портативную телекамеру, что кардинально меняло подход к использованию техники. Здесь ремарка: разные источники утверждают, что камера была или не была. Но нужно об этом сказать. Обладатель аппарата (чаще учреждение или какой-нибудь партработник) мог стать не просто зрителем, а создателем собственного видео.

Фото: rw6ase.narod.ru
Фото: rw6ase.narod.ru

Теперь на плёнку можно было запечатлеть семейные торжества, свадьбы, выпускные или путешествия. События сохранялись с синхронным звуком, становясь живыми документами эпохи. В профессиональной сфере «Малахит», создававшийся для замкнутых телевизионных систем, применялся в научных институтах для фиксации опытов, на заводах для учебных фильмов и в местных телестудиях. По некоторым данным, модернизированный «Малахит» использовался в ЦУПе для записи исторической стыковки «Союз» — «Аполлон». Опять же, данные не подтверждены, но все же…

Фото: rw6ase.narod.ru
Фото: rw6ase.narod.ru

Несмотря на статус «бытового» видеомагнитофона, его распространение в домах было минимальным. Высокая стоимость и сложность производства делали аппарат доступным преимущественно учреждениям. «Малахиты» устанавливались во дворцах пионеров, НИИ и учебных заведениях, становясь центрами коллективного просмотра.

Фото: rw6ase.narod.ru
Фото: rw6ase.narod.ru

В массовом сознании «Малахит» оставался не столько реальным устройством, сколько символом — предвестником технологического будущего, где видео станет обычной частью быта. Его демонстрировали на ВДНХ как достижение отечественной промышленности.

Фото: rw6ase.narod.ru
Фото: rw6ase.narod.ru

«Малахит» не был статичной моделью. За время производства он прошёл несколько модернизаций. Изначально чёрно-белый, к концу выпуска он стал цветным и мог записывать изображение в системе SECAM. Разные модификации, включая «ВМ-72» с улучшенной полосой частот и серийный «Малахит-ЦТ», выпускались ограниченными партиями.

Фото: rw6ase.narod.ru
Фото: rw6ase.narod.ru

Вершиной развития линейки стал «Малахит-80» — аппарат нового поколения с уникальной системой электронного монтажа, микропроцессорным управлением и увеличенным временем записи (до 90 минут). Эта модель, использовавшаяся также Военно-морским флотом СССР, означала новый этап в развитии отечественной видеотехники. Но опять же, «Малахит-80» не вошел в серию, а было лишь опытное производство.

Фото: rw6ase.narod.ru
Фото: rw6ase.narod.ru

Наследие «Малахита» трудно переоценить. Он стал фундаментом, на котором выросла отечественная культура видеозаписи. Этот аппарат подготовил почву для будущего распространения видеомагнитофонов в СССР, показав путь от сложных профессиональных систем к более доступным бытовым устройствам.

Поставим лайк Малахиту?