Найти в Дзене

«Не надо стесняться просить о помощи»: история Елены и ее дочери

Решение поехать на семейную программу Елена приняла осознанно. Главной надеждой было помочь своей восьмилетней дочери Насте найти друзей. Тогда женщина еще не знала, что эта поездка вернет им обеим веру в себя. Их путь в «Шередарь» был непростым. Елена с дочерью приехали из Донецка. «Жили в красной зоне, страшно было за ребенка. Не должны дети такое переживать! Несколько раз попала под обстрелы, и решение не заставило себя ждать», — вспоминает она. Их семья разделилась: они уехали, а супруг, инвалид, не подлежащий мобилизации, остался, чтобы не бросать пожилых родителей. Видятся два раза в год. «Сложно всё это принять. Настя с детства была привязана к отцу, у них очень сильная связь. Скучаем, не хватает даже коротких разговоров с соседкой или знакомым продавцом. Но надо двигаться дальше». С первых минут в «Шередаре» мать и дочь почувствовали необыкновенную атмосферу, — хотя бы на время можно было расслабиться и оставить боль за воротами. Наконец, после всех испытаний, они нашли место,
Оглавление

Новая жизнь

Решение поехать на семейную программу Елена приняла осознанно. Главной надеждой было помочь своей восьмилетней дочери Насте найти друзей. Тогда женщина еще не знала, что эта поездка вернет им обеим веру в себя.

Их путь в «Шередарь» был непростым. Елена с дочерью приехали из Донецка. «Жили в красной зоне, страшно было за ребенка. Не должны дети такое переживать! Несколько раз попала под обстрелы, и решение не заставило себя ждать», — вспоминает она. Их семья разделилась: они уехали, а супруг, инвалид, не подлежащий мобилизации, остался, чтобы не бросать пожилых родителей. Видятся два раза в год. «Сложно всё это принять. Настя с детства была привязана к отцу, у них очень сильная связь. Скучаем, не хватает даже коротких разговоров с соседкой или знакомым продавцом. Но надо двигаться дальше».

Фото из семейного архива героини
Фото из семейного архива героини

«До „Шередаря“ мы будто в домике сидели»

С первых минут в «Шередаре» мать и дочь почувствовали необыкновенную атмосферу, — хотя бы на время можно было расслабиться и оставить боль за воротами. Наконец, после всех испытаний, они нашли место, где хорошо, комфортно и уютно — почти как дома.

Их тронули люди — открытые, добрые, «родные». «Волонтеры — маленькие феи. Столько энергии в них, тепла, которым они делятся. Такой колоссальный труд проделывают!» — с восторгом вспоминает женщина. Ей всё это знакомо не понаслышке: «в прошлой жизни» она сама работала с детьми, проводила занятия с одаренными учениками, вела кружки.

Для застенчивой Насти и Елены, которая «сама себя растеряла», программа стала мощным импульсом к изменениям. «До „Шередаря“ мы будто в домике сидели, а сейчас начинаем показывать из него головы», — улыбается Елена. Она с гордостью рассказывает, как они с дочерью выступали на сцене, чего раньше никогда бы не сделали. Самым неожиданным для нее стало прохождение веревочного парка: «Я даже не ожидала, что я его пройду. Я смогла!»

На одних занятиях они получили яркие эмоции и взбодрились, на других — расслабились и отдохнули. Каждое мероприятие, будь то творческие мастер-классы или активные игры, было подобрано с удивительной точностью: «Все было нужно и все было в точку».

«Это надо делать, надо разговаривать»

Но главным исцеляющим моментом стало простое человеческое общение. Елена, как и другие семьи, не привыкла обсуждать то, что осталось «там». Ни разу не была у психолога. В «Шередаре» она впервые смогла найти слова для своих чувств:

«И это горе мы в себе держим, сами в себе переживаем. Но это больно, действительно с этим жить очень сложно. А на смене и поплакали, и посмеялись, и повспоминали нашу былую жизнь. Как-то было так все комфортно, уютно. Все ребята вложили свою душу.
И настолько это было толерантно, бережно. Мы не говорили о войне — вспоминали только положительные эмоции. Волонтеры отдали свою частичку души, и мы с этой частичкой вернулись».
-2

Общение с психологами и другими участниками помогло Елене переосмыслить свою жизнь. «Я живу еще той прошлой жизнью и пытаюсь ее как-то вот сюда притянуть за уши, а жизнь продолжается, другая… Надо жить здесь и сейчас».

Одним из самых ценных уроков для нее стала важность просьбы о помощи. «Мне сложно разговаривать и рассказывать — доставать что-то из глубин души. Теперь я понимаю, что это надо делать. Действительно, как сказали в „Шередаре“, не надо стесняться просить помощи».

-3

«Напитались, набрались энергии, в какую-то сказку поверили»

А помощь пришла — и колоссальная. Словно «Шередарь» стал тем самым знаком, который они ждали месяцами: «Запустился какой-то процесс. До этого я очень долго сидела и не знала, с чего начинать. Вроде бы надо идти на работу, а кем работать — я не знаю. Руки опускались».

Программа дала им не только отдых, но и силы смотреть вперед: «„Шередарь“ дал какую-то подпитку, запас… сил, чтобы немножко дальше двигаться, посмотреть на проблемы с другой стороны». Елена описывает свои ощущения как путешествие в сказку, из которого они вернулись преображенными.

-4
«Я подписалась на вашу группу ВКонтакте и читаю каждую вашу публикацию. Это как частичка души, что-то очень близкое. Честно могу сказать, я не думала, что вот настолько меня это все зацепит и оставит такой отпечаток, о котором мне хочется говорить, рассказывать, просто делиться с людьми. Хочется точно такую же частичку души дать каждому волонтеру и сказать тысячу раз спасибо за всё».

Теперь Елена знает точно: «Нет безвыходных ситуаций. Новый день, новые возможности, новые силы. И как всегда, солнце встает и жизнь продолжается».

-5
-6