Останкинский дворец-театр – подлинная жемчужина русского зодчества. Жемчужина редкостная: деревянный памятник допожарной Москвы.
Немного истории
Первое упоминание об усадьбе Останкино относится к 1558: на этом месте находилось поместье служилого человека Алексея Сатина. Затем у усадьбы сменилось несколько владельцев, пока в 1620 она не стала владением Ивана Борисовича Черкасского, родственника царя Михаила Романова. В 1678 рядом с боярскими хоромами началось строительство церкви Живоначальной Троицы, автором которой был крепостной архитектор:
Последним владельцем поместья из рода князей Черкасских был Алексей Михайлович (1680-1742) – канцлер Российской империи, один из богатейших людей своего времени:
В 1743 его единственная дочь Варвара Черкасская вышла замуж за Петра Борисовича Шереметева:
Сын фельдмаршала и дочь канцлера России дружили с детства. В Москве дворы Шереметевых и Черкасских располагались на Никольской улице рядом, а после их женитьбы были объединены.
Варвара Черкасская была близкой подругой сестры Петра Борисовича Натальи и часто гостила у Шереметевых в Кусково. Но отец Варвары и слышать не хотел о браке своей дочери с Шереметевым, который через сестру Наталью состоял в родстве с опальными Долгорукими (Наталья была замужем за Иваном Долгоруким).
Целых 10 лет Варвара Черкасская, богатейшая невеста России, отказывала многочисленным женихам. Свадьба состоялась лишь после смерти Алексея Михайловича. В результате этой женитьбы Пётр Борисович утроил свой капитал, а также получил в качестве приданного (помимо всего прочего) усадьбу Останкино. И домашний театр крепостных актёров и музыкантов, который находился в Москве, на Никольской улице, в левом флигеле двора Черкасских и который давал представления зимой, а на лето переезжал в усадьбу Кусково.
Брак был счастливым: Пётр Борисович и Варвара Алексеевна 23 года прожили душа в душу и воспитали троих детей:
- Анну Петровну (1744 – 1768) – которая была невестой Никиты Ивановича Панина, но скончалась за три дня до свадьбы от оспы.
- Николая Петровича (1751 – 1809) – который был женат на бывшей крепостной актрисе Прасковье Жемчуговой (Ковалёвой) (1768 – 1803).
- Варвару Петровну (1759 – 1824) – которая была замужем за Алексеем Кирилловичем Разумовским (1748 – 1822), старшим сыном гетмана и племянником фаворита Елизаветы Петровны, но брак не был счастливым.
При Петре Борисовиче в Останкино был разбит большой регулярный парк:
И выстроен деревянный одноэтажный «воксал» – зал для балов и приёмов.
Однако расцвет усадьбы связан с именем Николая Петровича Шереметева. Ещё при жизни отца он полностью забрал в свои руки домашний театр, знаменитый своими декорациями и невиданными сценическими конструкциями и устройствами. Николай Петрович хотел превратить этот театр крепостных актёров в профессиональный творческий коллектив.
В 1788 скончался Пётр Борисович. Останкино полностью перешло Николаю Петровичу, и он принимает решение о строительстве там нового театра.
Работы начались в 1792 – с участием архитекторов Франческо Кампорези, Джакомо Кваренги и Винченцо Бренны и крепостных мастеров под руководством Павла Аргунова.
Строить решили из дерева, так как именно дерево является лучшим материалом для театра с точки зрения акустики. Кроме того, строительство из дерева позволяло легко вносить изменения и перестраивать уже возведённые части здания. А перестраивать приходилось постоянно.
К лету 1794 сложилось общее решение дворца, центром которого был театр: одноэтажные проходные галереи соединили театр с симметрично стоящими по сторонам от него Итальянским и Египетским павильонами:
Перпендикулярно к ним стояли старые жилые хоромы Черкасских, имевшие выход к церкви, и актёрский флигель, образовывая большой парадный двор перед южным фасадом.
В 1796 к дворцу была пристроена анфилада парадных залов. Работали в спешке: старались успеть закончить строительство к визиту Павла I, с которым Николай Петрович был дружен с детства и который посетил Останкино 25 апреля 1797.
На сцене театра специально для этого визита была поставлена пьеса «Самнитские браки», показавшая во всём блеске возможности театра и таланты его крепостных актёров, звездой среди которых была возлюбленная графа, Прасковья Ивановна Ковалёва-Жемчугова:
Она была дочерью крепостного кузнеца Ивана Степановича Ковалёва, семья которого перешла ко двору Петра Борисовича Шереметева вместе с приданым Варвары Черкасской. У девочки обнаружились способности к музыке и замечательный голос: лирико-драматическое сопрано с потрясающим диапазоном. И её начали готовить для труппы крепостного театра.
В 1797 Павел I потребовал графа ко двору: Николай Петрович был назначен гофмаршалом (отвечал за хозяйственно-бытовую сторону жизни двора, включая императорские театры и мануфактуры).
И граф вместе со своей возлюбленной переезжает в Петербург, в Фонтанный дом.
История с запретом на брак повторяется. Но здесь хэппи-энда, увы, не будет...
В Фонтанном доме прошли, наверное, худшие годы их жизни. Все были против их брака. В высшем свете столицы, известном своей жестокостью, считали, что актриса не может стать графиней. Против были и многочисленные родственники с обеих сторон.
От сырого петербургского климата (и, конечно, от переживаний) у Прасковьи открылась тяжёлая пневмония и она больше не могла выступать. В 1897 прекратилась её певческая карьера, а без неё театр потерял для Шереметева прежнюю привлекательность. Театральная труппа была распущена. Крепостные артисты стали лакеями, официантами, прачками и горничными Фонтанного дома.
В 1798 Шереметев дал Прасковье вольную (ей было уже 30, ему 47). Но обвенчаться они не могли: Павел I, несмотря на многолетнюю дружбу с Николаем Петровичем, так и не дал ему разрешение на брак. Не мог дать.
Обвенчались они только 6 ноября 1801, уже после смерти императора. Обвенчались тайно, в Москве, в церкви Симеона Столпника, что на Поварской. Бывшая крепостная актриса Прасковья Жемчугова всё же стала графиней Шереметевой.
Однако семейное счастье было недолгим.
В 1803 Прасковья Ивановна родила сына Дмитрия. Спустя 20 дней она скончалась от родильной горячки. Николай Петрович написал Александру I прошение о признании брака законным, и император пошёл ему навстречу: признал брак Шереметевых, и главное, их сына Дмитрия признал законным наследником (титула и несметных богатств).
Николай Петрович пережил любимую супругу всего на шесть лет. Он скончался 2 января 1809.
Об истории этой любви, пережившей века:
Оставшегося сиротой шестилетнего Дмитрия взяла на воспитание вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. Он рос в Фонтанном доме под присмотром подруги своей матери, бывшей крепостной балерины Татьяны Шлыковой.
Но вернёмся в Останкино.
Выставка «В гостях у графа Шереметева»
Сейчас во дворце проходит реставрация. И совсем недавно для посетителей открыли восточную часть дворца – Египетский павильон с двумя примыкающими к нему галереями:
Они восстановлены реставраторами согласно дворцовым описям и архивным документам такими, какими они были во время постройки дворца, в самом конце 18 века, при Н.П. Шереметеве.
Восточная галерея
Уютная, оклеенная красивыми французскими обоями, с многочисленными столиками для игры в карты, модной в те годы, галерея соединяла Египетский павильон с покоями Гостиного флигеля:
Обнаруженные в ходе реставрации фрагменты обоев позволили воссоздать её яркое нарядное оформление.
Проходная галерея
Эта галерея соединяла Египетский павильон с театром:
Здесь полностью сохранился изысканный ансамбль люстр. Убранство дополняют два бронзовых богато декорированных фонаря и печи.
А особую красоту и парадность Проходной галерее придают порталы и двери, украшенные серебрением:
Тонкая резьба на полотнах дверей благодаря серебрению выглядела как изящные накладки из дорогого металла. Однако очень скоро блеск померк, серебро почернело и через несколько лет Николай Петрович приказал все серебряные детали покрасить белой краской.
Благодаря научной реставрации галерее удалось вернуть первоначальный облик. А чтобы избежать быстрого окисления и потемнения серебряных поверхностей серебрение заменили техникой золочения белым золотом.
Египетский павильон
Египетский павильон предназначался для разных целей – мог служить и парадной столовой, и концертным залом. В отличие от остальных интерьеров Останкинского дворца, облик которых много раз менялся ещё при Николае Петровиче, Египетский павильон никогда не перестраивался и сохранился до наших дней таким, каким его построил В. Бренна в 1795.
Несмотря на название – «египетский» – он выполнен в виде атриума, центра древнеримского дома, где проходили трапезы и звучала музыка.
И как и римский атриум, Египетский павильон пронизан солнечным светом, льющимся из высоких окон на южной и северной стенах:
А также светового фонаря в центре свода:
... опирающегося на четыре коринфские колонны из искусственного мрамора:
Четыре печи украшены колоннами из порфира и лепниной:
И увенчаны фигурами сфинксов:
Восточная стена продолжается полукруглой глубокой нишей – экседрой – с хорами для оркестра:
В нише установлена античная мраморная статуя Гигеи – богини здоровья и покоя (римская копия II века с древнегреческого оригинала):
Согласно легенде, эта статуя украшала виллу римского императора Адриана и была найдена в окрестностях Афин в 1789.
Выставка «В гостях у графа Шереметева» рассказывает об истории Останкино и реконструирует традиционный праздничный приём в усадьбе, которая была построена как летняя увеселительная резиденция Шереметевых:
В центре зала воссоздана композиция из столов, зафиксированная на чертеже 1793 года «План парадной столовой в Египетском павильоне Останкинского дворца». Вокруг центрального круглого стола с зеркальным покрытием размещены четыре красиво задрапированные прямоугольные стола:
На центральном, более высоком столе располагаются настольные украшения:
На остальных – предметы из нескольких сервизов Н.П. Шереметева, дополненные рюмками, графинами, столовыми приборами и подсвечниками.
Драпировка столешниц воссоздана в соответствии с описью 1802 и 1809 годов – по белой скатерти голубые фестоны с розовыми бантами:
Архивные чертежи, научные исследования, а также предметы из коллекции Шереметевых помогли в деталях воссоздать не только облик Египетского павильона и его убранство, но и роскошную атмосферу приёма гостей у графа Н.П. Шереметева.
Четыре отделанные золочёной резьбой двустворчатые двери:
Одна из них выходит в парк, , в котором торжества и застолья завершались праздничной иллюминацией и фейерверками. Пока открыта лишь небольшая часть парка:
Здесь всё подлинное: не только стены, двери, мебель, но и люстры, печи, фарфор, хрусталь, стекло. Подлинные паркеты 18 века...
Выставка работает только до 4 ноября. Останкинский дворец, созданный как летняя резиденция, зимой всегда закрыт, потому что он не отапливается.
Посмотрите короткое видео:
Реставрация Останкинского дворца продлится ориентировочно до 2027 года.
Адрес музея-усадьбы Останкино: 1-я Останкинская улица, д. 5, строение 1.