Дело было по дороге на Семинский перевал, когда мы возвращались с Актру и остановились в Акташе.
Акташ - довольно крупный (для республики Алтай) населенный пункт, расположенный не так далеко (37 км) от Курайской степи и совсем рядом со знаменитым Гейзеровым озером.
Я бы не сказала, что само по себе село интересно, но это место, откуда за день можно добраться и до Актру, и до Марса, и до Чике-тамана с Семинским перевалом - плюс это своего рода перекресток, поскольку отсюда можно попасть на дорогу, ведущую до Телецкого озера.
А притормозили мы в Акташе, чтобы зайти в "Марию Ра" и закупиться как следует. Далеко не в каждом селе в этих краях есть большой супермаркет.
Вслед за своими спутниками я выпорхнула из машины, чтобы угоститься машинным кофе - после нескольких дней в холоде и отрыве от цивилизации на Актру хотелось себя побаловать.
Но до супермаркета я не добралась. На улице стоял лоток с фруктами, и я машинально притормозила возле клубники. Стоила она дорого - кажется, 800 руб за кг.
На моих глазах продавщица нагружала какую-то бабушку деревянными ящиками с клубникой и ежевикой.
- А вы эт самое... донесете? - спросила продавщица.
- Донесу, милая, донесу.
- Тогда я вам их вот так, друг на друга...
- Давай.
Когда штабель ящиков достиг бабушкиного подбородка, она - бабушка - осторожно двинулась прочь от лотка. Кошмар, столько денег отдала за ягоду - и в любой момент может навернуться.
Рядом стояла группка мужиков, и я ожидала, что кто-то сейчас кинется помогать. Но никто не кинулся - и тогда к ней подошла я. Ну, невозможно смотреть, как пожилой человек идет нагруженный по самое не хочу ящиками.
- Давайте донесу.
- Да мне далеко, милая.
- Ничего, вы что, в одиночку потащите? И вообще, - с возмущением сказала я, - неужели больше некому помочь? Вон, из мужчин бы кто-нибудь...
- Смеешься? Да ни в жизнь никто из них не поможет. Это ведь местные жители. Это ужас.
- Что вы говорите...
Ящики оказались не шибко тяжелыми, но одно дело я, а другое дело особа 70+. Если она споткнется и всё разлетится... А разлетаться будет чему. Даже 1 ящик уронить - беда, а сразу 4...
Кстати, для своего возраста бабушка бежала вслед за мной довольно бодренько.
- Зачем вы тогда сразу столько много берете? - спросила я. - Можно ведь и не донести элементарно.
- А я на зиму беру. Сладкое есть не могу - диабет, вот я вместо этого ягоды в чай и добавляю.
- Значит, говорите, местное население вам не нравится? - спросила я. Если уж выпала возможность, то можно немного пообщаться, пока идем.
- Вообще нет.
- А вы родом не из Акташа?
- Я в Алтайском крае жила, приезжала сюда лет 20 назад с проверками, тут-то и встретила своего [...] (заковыристое нецензурное слово, заканчивающееся на "...плёт", в данном случае синонимично "суженому"; а вообще означает человека, который не держит свои обещания).
Мимо прошла пожилая алтайка с ребенком - она и бабушка поздоровались друг с другом.
- А почему местные жители - ужас? - спросила я.
- А вот почему, слушай. Значит, треть алтайцы, треть казахи, треть русские. Алтайцы ненавидят казахов, казахи - алтайцев, и при этом и те, и другие ненавидят русских!
- Да вы что... а откуда казахи здесь взялись? - полюбопытствовала я.
- С одной стороны, исторически, а с другой стороны - это как-то связано с инициативой Назарбаева и каким-то соглашением в 2000-х годах... Да и вообще, я скажу, у нас тут в деревне люди не очень, - мрачно сказала она. - Вот ты откуда?
- Из Новосибирска.
- Я так и думала. Все, кого ни встретишь из Новосибирска - милые, вежливые люди! Не только я так считаю. Все так говорят о новосибирцах. А вот из Бийска, например, приезжали недавно... так [...] (нецензурное слово, самым близким синонимом к которому будет "выкаблучивались"), сил нет.
- Ничего себе.
- Из Москвы приезжали как-то - тоже, признаться, прилично вели себя. А эти из Бийска... - Она безнадежно махнула рукой. - Да и вообще... У меня даже друзей-то тут нет.
- А никогда не возникало желания уехать отсюда, вернуться обратно?
- Климат тут хороший. - Она задумчиво посмотрела на огромную гору, возвышавшуюся над нами. - Холодно летом, но климат хороший.
Между прочим, в Акташе на самом деле было холодно. Я потом посмотрела - Акташ находится на высоте 1500 м над уровнем моря. Это высоко. Неудивительно, что когда на следующий день мы оказались в Чемальском районе (для сравнения: Чемал на высоте 428 м), ощущение было, будто вернулись в лето. Зелёное, тёплое, чудесное...
Тем временем мы добрались до шоссе.
- Уже почти пришли. Дом у меня хороший, машина от мужа осталась. Он уже умер. Вот, думаю, надо мужика найти - чтобы управлялся со всем этим. Знакомых даже спрашивала. Только, говорю, мужик мне не для [...] (нецензурное слово, сами догадайтесь) нужен, а для хозяйства. Ладно, милая, вот и пришли мы... спасибо тебе...
Я попрощалась с языкастой бабушкой и припустила обратно к машине в надежде, что меня еще не потеряли.
"Ну ничего себе, - думаю, - 15 минут ходила, а сколько на меня информации вывалилось".
А вы когда-нибудь общались с местными о том, как им живется друг с другом?
Не кажется ли вам, что в больших городах отношения между людьми проще?
P.S. На своём канале я делюсь подробностями своих путешествий по России (а иногда и за её пределами, описываю опыт общения с носителями других культур, а иногда просто рассказываю о своём родном городе. Если вам нравится, ставьте лайк, подписывайтесь:)