Найти в Дзене

Строим дощаник. Часть первая.

Вообще, необходимость постройки большой лодки для речных походов была осознана давно. Сразу после похода 2013 года было очевидно, что нужна лодка побольше. Но, тогда решили замахнуться на Вильяма нашего Шекспира и построили за пять лет с 2015 по 2020 драккар Скальд, для морских походов. Вопрос по речным маршрутам снят не был. В течение нескольких лет мы строили плоскодонные лодки друзьям, параллельно набивая руку и набираясь опыта. Анализируя их ход эксплуатации и как работают разные варианты конструкции. В прошлом году была построена лодка в Суздаль, где почти всё было так, как нужно нам для похода. Кстати, вот она.
Прежде чем строить лодку, надо решить несколько важных вопросов:
1. Где её будете эксплуатировать и для чего?
2. На чём вы будете её возить?
3. Где она будет храниться в межсезонье?
С первым вопросом были ограничения. Первым и самым главным является автогабарит. Возить негабарит это очень дорого, Скальд наш не даст соврать. Поэтому - длина не более 12м, ширина не более 2

Вообще, необходимость постройки большой лодки для речных походов была осознана давно. Сразу после похода 2013 года было очевидно, что нужна лодка побольше. Но, тогда решили замахнуться на Вильяма нашего Шекспира и построили за пять лет с 2015 по 2020 драккар Скальд, для морских походов.

Вопрос по речным маршрутам снят не был. В течение нескольких лет мы строили плоскодонные лодки друзьям, параллельно набивая руку и набираясь опыта. Анализируя их ход эксплуатации и как работают разные варианты конструкции. В прошлом году была построена лодка в Суздаль, где почти всё было так, как нужно нам для похода. Кстати, вот она.

-2

Прежде чем строить лодку, надо решить несколько важных вопросов:
1. Где её будете эксплуатировать и для чего?
2. На чём вы будете её возить?
3. Где она будет храниться в межсезонье?

С первым вопросом были ограничения. Первым и самым главным является автогабарит. Возить негабарит это очень дорого, Скальд наш не даст соврать. Поэтому - длина не более 12м, ширина не более 2,4м, чтобы лодка спокойно входила в обычную фуру.
Вторым ограничением для нас является необходимость ходить на новой лодке по реке Быстрая Сосна, между нашей крепостью Русборг и городом Ельцом. На пути имеется пешеходный понтонный мост, проход под которым имеет ширину 230см на высоте 40см от уровня воды, а верхний габарит 140см.

Всё это значит, лодка которую строим будет длиной 12м, шириной на миделе по днищу 190см, а по планширю - 240см. Угол наклона борта 65 градусов и высота по штевням в носу и корме не более 140 см. Вот такая арифметика.

-3

Начав постройку Сазана прошлой осенью, мы учли наши возможности по перевозке, варианты эксплуатации у нас на реке и весь опыт работы плоскодонных лодок у нас и наших друзей. Перво наперво, мы конечно напилили дубовых досок на весь набор судна. Вот эти все шпангоуты, флортимберсы и прочие стрингеры с бимсами, всё это надо делать из дуба, он ходит значительно дольше чем сосна. В принципе и обшивку бы тоже делать из дуба, но столько дуба у нас сейчас нет, поэтому обшивка будет из сосны.

-4

Краткая историческая справка.
Дощаник - это тип речного плоскодонного судна, имеющий длину от 7 до 23м и ширину от 2 до 5м. Его главной особенностью является сборка обшивки "вгладь", то есть бортовые доски не прибиваются друг на друга в накрой, а крепятся к шпангоутам внутри. Из-за этого этих самых шпангоутов в два раза больше, чем на судах сделанных "внакрой". Так же из источников известно, что форштевень у дощаника имеет сильный наклон вперёд, а ахтерштевень наоборот, почти отвесный, с креплением для навесного руля. На крупных дощаниках строились прямо таки помещения для хранения припасов с крышами из бересты, но в нашем случае речь идёт о дощанике небольшом и мы без помещений обойдёмся.

Лодка эта строится для похода по реке Тура из Верхотурья до Тюмени в мае будущего года. 16 мая мы стартуем из Верхотурья и 31го планируем быть на набережной Тюмени, а как там получится, Бог даст. Пойдём двумя лодками, компанию Сазану составит ветеран наших походов уже бывавший в Сибири - Язь.

В апреле уже этого года мы приступили к сборке днища.

-5

Собиралось оно из сосновой доски толщиной 35мм, на временные флортимберсы. В отличие от оригинальной обшивки, которая между досками имеет только конопатку, мы собираем доски на рейку, что очень сильно повышает прочность конструкции и её водонепроницаемость. За это нас можно сильно или не сильно корить, но если учесть, что на лодке ещё и мотор дизельный будет поставлен для покатушек с туристами в перспективе... В общем, если кто может и хочет строить лучше, историчнее и красивее, мы его полностью поддерживаем, а у нас пока так.

-6
-7

Сборка на временные планки идёт саморезами, они потом удаляются, перед установкой постоянных шпангоутов.

-8

После апрельских сборов наступил сезон и заниматься лодкой было некогда.

На прошлой неделе работы продолжились и будут идти теперь по выходным раз в две недели до мая месяца. На прошлой неделе мы выставили днище в горизонт, сделали прогиб (он совершенно обязателен, иначе лодка будет идти как утюг) и зафиксировали упорами в потолок. Прогиб на 9 метрах днища -20см.

-9

Напилили нижних частей шпангоутов и штевни, всё из дуба.

-10

Поставили штевни, оба без металлического крепежа, на нагелях.

-11
-12
-13

Причём форштевень будет составной. Его основная часть будет внутри лодки, а снаружи будет специально ударная накладка из дуба, которую можно при повреждении будет заменить. Ахтерштевень делаем классический, из одного куска дерева, с пазом под обшивку. Нагели которыми крепятся штевни смазаны Клейберитом ПУР-501, лучшим другом викингов и всех современных судостроителей реплик деревянных кораблей.

-14
-15

Параллельно настрогали ещё доски, насверлили напилили квадратики под заклёпки, вымерили все шпангоуты по местам, с учётом скрепления клееных досок днища. В рамках традиционного для нас символизма, будущие шпангоуты были изготовлены из... Потолочных дубовых балок старинного сарая:) Они оказались абсолютно целыми, сухими и подходящими под наши задачи.

-16
-17

Очень важный момент, над каждым швом досок днища нужна оставить проход для воды и возможности конопатить стык. На фото выше видно как это делается.



Набор в поход и на вахты ведётся в группе ВК -
https://vk.com/flot_jfsr
Следующая вахта начинается завтра. Будем держать вас в курсе дела, не переключайтесь;)