Вообще, необходимость постройки большой лодки для речных походов была осознана давно. Сразу после похода 2013 года было очевидно, что нужна лодка побольше. Но, тогда решили замахнуться на Вильяма нашего Шекспира и построили за пять лет с 2015 по 2020 драккар Скальд, для морских походов.
Вопрос по речным маршрутам снят не был. В течение нескольких лет мы строили плоскодонные лодки друзьям, параллельно набивая руку и набираясь опыта. Анализируя их ход эксплуатации и как работают разные варианты конструкции. В прошлом году была построена лодка в Суздаль, где почти всё было так, как нужно нам для похода. Кстати, вот она.
Прежде чем строить лодку, надо решить несколько важных вопросов:
1. Где её будете эксплуатировать и для чего?
2. На чём вы будете её возить?
3. Где она будет храниться в межсезонье?
С первым вопросом были ограничения. Первым и самым главным является автогабарит. Возить негабарит это очень дорого, Скальд наш не даст соврать. Поэтому - длина не более 12м, ширина не более 2,4м, чтобы лодка спокойно входила в обычную фуру.
Вторым ограничением для нас является необходимость ходить на новой лодке по реке Быстрая Сосна, между нашей крепостью Русборг и городом Ельцом. На пути имеется пешеходный понтонный мост, проход под которым имеет ширину 230см на высоте 40см от уровня воды, а верхний габарит 140см.
Всё это значит, лодка которую строим будет длиной 12м, шириной на миделе по днищу 190см, а по планширю - 240см. Угол наклона борта 65 градусов и высота по штевням в носу и корме не более 140 см. Вот такая арифметика.
Начав постройку Сазана прошлой осенью, мы учли наши возможности по перевозке, варианты эксплуатации у нас на реке и весь опыт работы плоскодонных лодок у нас и наших друзей. Перво наперво, мы конечно напилили дубовых досок на весь набор судна. Вот эти все шпангоуты, флортимберсы и прочие стрингеры с бимсами, всё это надо делать из дуба, он ходит значительно дольше чем сосна. В принципе и обшивку бы тоже делать из дуба, но столько дуба у нас сейчас нет, поэтому обшивка будет из сосны.
Краткая историческая справка.
Дощаник - это тип речного плоскодонного судна, имеющий длину от 7 до 23м и ширину от 2 до 5м. Его главной особенностью является сборка обшивки "вгладь", то есть бортовые доски не прибиваются друг на друга в накрой, а крепятся к шпангоутам внутри. Из-за этого этих самых шпангоутов в два раза больше, чем на судах сделанных "внакрой". Так же из источников известно, что форштевень у дощаника имеет сильный наклон вперёд, а ахтерштевень наоборот, почти отвесный, с креплением для навесного руля. На крупных дощаниках строились прямо таки помещения для хранения припасов с крышами из бересты, но в нашем случае речь идёт о дощанике небольшом и мы без помещений обойдёмся.
Лодка эта строится для похода по реке Тура из Верхотурья до Тюмени в мае будущего года. 16 мая мы стартуем из Верхотурья и 31го планируем быть на набережной Тюмени, а как там получится, Бог даст. Пойдём двумя лодками, компанию Сазану составит ветеран наших походов уже бывавший в Сибири - Язь.
В апреле уже этого года мы приступили к сборке днища.
Собиралось оно из сосновой доски толщиной 35мм, на временные флортимберсы. В отличие от оригинальной обшивки, которая между досками имеет только конопатку, мы собираем доски на рейку, что очень сильно повышает прочность конструкции и её водонепроницаемость. За это нас можно сильно или не сильно корить, но если учесть, что на лодке ещё и мотор дизельный будет поставлен для покатушек с туристами в перспективе... В общем, если кто может и хочет строить лучше, историчнее и красивее, мы его полностью поддерживаем, а у нас пока так.
Сборка на временные планки идёт саморезами, они потом удаляются, перед установкой постоянных шпангоутов.
После апрельских сборов наступил сезон и заниматься лодкой было некогда.
На прошлой неделе работы продолжились и будут идти теперь по выходным раз в две недели до мая месяца. На прошлой неделе мы выставили днище в горизонт, сделали прогиб (он совершенно обязателен, иначе лодка будет идти как утюг) и зафиксировали упорами в потолок. Прогиб на 9 метрах днища -20см.
Напилили нижних частей шпангоутов и штевни, всё из дуба.
Поставили штевни, оба без металлического крепежа, на нагелях.
Причём форштевень будет составной. Его основная часть будет внутри лодки, а снаружи будет специально ударная накладка из дуба, которую можно при повреждении будет заменить. Ахтерштевень делаем классический, из одного куска дерева, с пазом под обшивку. Нагели которыми крепятся штевни смазаны Клейберитом ПУР-501, лучшим другом викингов и всех современных судостроителей реплик деревянных кораблей.
Параллельно настрогали ещё доски, насверлили напилили квадратики под заклёпки, вымерили все шпангоуты по местам, с учётом скрепления клееных досок днища. В рамках традиционного для нас символизма, будущие шпангоуты были изготовлены из... Потолочных дубовых балок старинного сарая:) Они оказались абсолютно целыми, сухими и подходящими под наши задачи.
Очень важный момент, над каждым швом досок днища нужна оставить проход для воды и возможности конопатить стык. На фото выше видно как это делается.
Набор в поход и на вахты ведётся в группе ВК - https://vk.com/flot_jfsr
Следующая вахта начинается завтра. Будем держать вас в курсе дела, не переключайтесь;)