Привет, друзья! На связи Александр, и вы на канале "Заметки Инсайдера".
"Интерстеллар" — кинопроизведение, которое, вне всяких сомнений, продолжит порождать оживлённые споры. Вне зависимости от личного отношения к картине, она предлагает богатую пищу для размышлений: от научных концепций и впечатляющих визуальных решений до хитросплетений сюжета и запоминающихся персонажей. И вот, появилась новая гипотеза.
В сети активно обсуждается теория о том, что ключевой персонаж, Джозеф Купер в исполнении Мэттью Макконахи, фактически, мог быть уже ушедшим из жизни на протяжении большей части повествования.
Да, это не ошибка.
Кристофер Нолан обычно избегает неопределённых концовок и двусмысленностей; его работы отличаются глубиной, но при этом не оставляют сомнений в авторской задумке.
Однако в "Интерстелларе", вероятно, он намеренно допускает разночтения, закладывая в фильм детали, которые могут указывать на сверхъестественный поворот в судьбе Купера.
О чём именно гласит теория "Купер мёртв"?
В июле 2024 года пользователь TikTok под ником StarkVerse обнаружил любопытную деталь при повторном просмотре "Интерстеллара": один и тот же кадр с кораблём "Рейнджер" показан дважды.
- Впервые этот кадр появляется в начале фильма, во время воспоминаний Купера о крушении во время испытательного полёта над местом, обозначенным как "Пролив".
- Повторно этот же кадр возникает примерно через час, когда Купер, доктор Амелия Брэнд (в исполнении Энн Хэтэуэй) и Дойл (Уэс Бентли) входят в атмосферу планеты Миллера.
Хотя это может показаться ошибкой или способом экономии, учитывая скрупулёзность подхода к работе Кристофера Нолана, можно предположить, что за этим кроется нечто большее.
Эта теория предполагает, что Купер погибает в аварии, которую он видит во сне, и все дальнейшие события в фильме являются его попытками примириться со своей смертью.
Повторяющийся кадр с "Рейнджером" становится подсказкой о его гибели во время испытания.
В рамках этого процесса принятия он переживает в своём воображении множество нереалистичных ситуаций, в которых он, по логике вещей, не должен был выжить: крушения кораблей, невероятные стыковки и даже падение в чёрную дыру.
Согласно этой теории, как именно умирает Купер в фильме "Интерстеллар"?
Суть происшествия, увиденного Купером в его сновидении, остаётся не вполне ясной.
Во сне он пилотирует "Рейнджер", когда внезапно возникают неполадки в системе управления, и наземный контроль принудительно отключает ручное управление кораблём.
"Рейнджер" начинает неконтролируемое падение, Купер получает удар головой и просыпается в своей комнате, где его ждёт юная Мёрф (Маккензи Фой).
Позднее, уже в штаб-квартире НАСА, он объясняет этот эпизод как "вмешательство в мой дистанционно управляемый полёт", подразумевая потерю управления "Рейнджером" и переход на электронные команды с базы.
Согласно одной из интерпретаций, этот эпизод является причиной смерти Купера, а все последующие события разворачиваются в его подсознании, пока он пытается осмыслить свою гибель.
В НАСА Ромилли (Дэвид Гьяси) объясняет, что причиной инцидента стала гравитационная аномалия, аналогичная той, что происходила в комнате Мёрф и привела к образованию червоточины возле Сатурна. Позднее выясняется, что аномалии в комнате были созданы самим Купером в тессеракте внутри чёрной дыры Гаргантюа, чтобы обеспечить его участие в миссии "Лазарь" и передачу взрослой Мёрф (Джессика Честейн) данных, необходимых для решения уравнения гравитации и спасения человечества.
Повторное использование одних и тех же кадров в фильме обычно не вызывает вопросов, однако Кристофер Нолан известен своей дотошностью и вниманием к деталям, поэтому такое повторение вряд ли было допущено случайно.
Возможно ли, что это просто незамеченная ошибка? Теоретически да, но маловероятно, учитывая перфекционизм Нолана, и вполне в его стиле использовать такие приёмы для тонких намёков зрителям.
Смерть Купера меняет всё в "Интерстелларе"
Представление о смерти Купера может показаться притянутым за уши, однако оно радикально меняет восприятие "Интерстеллара".
В картине активно исследуется размытая граница между жизнью и смертью, а также взаимосвязь любви и времени. Высказывается даже провокационное утверждение о любви как о реальном измерении, способном влиять на результаты экспериментов.
В данном контексте эта теория находит подтверждение во многих фразах, именах и сценах.
Хотя все они вполне логичны и без учёта гипотезы о смерти Купера, они обретают новое значение при рассмотрении фильма под этим углом.
Мёрф постоянно говорит о "призраке" в своей комнате, который пытается контактировать с ней, сбрасывая книги и поднимая пыль. Сразу после сна она оказывается в комнате Купера, принимая его за призрака. Впоследствии выясняется, что Купер и есть тот самый "призрак", манипулирующий книгами изнутри тессеракта в Гаргантюа.
Но если он погиб в Проливе, то он призрак в прямом смысле. Само название "Пролив" намекает на его судьбу как на узкий переход между двумя большими областями.
Инцидент в Проливе отправил его в пограничное состояние, где он бессознательно воспринимает своё положение между жизнью и смертью. Он не преодолел Пролив до конца, потому что всё ещё цепляется за жизнь.
Купер присоединяется к миссии "Лазарь". Доктор Брэнд объясняет, что название взято от библейского персонажа, воскресшего из мёртвых. Купер добавляет, что Лазарю "сначала пришлось умереть". В контексте теории о смерти Купера название миссии отсылает к его внутреннему способу смириться с тем, что после кончины он не может остаться на Земле, а должен перейти на другой уровень (или планету?) существования, представленный в фильме как защитный механизм.
На протяжении всего фильма звучат термины, связанные со смертью.
- Спячку между Марсом и Сатурном называют "глубоким сном" — метафорой кончины.
- Перед полётом в Гаргантюа ТАРС говорит: "Увидимся на той стороне" — ещё один намёк.
- Купер встречает доктора Манна, который говорит, что перед смертью люди видят своих детей, отчаянно желая продолжения жизни. Мёрф – первая, кого видит Купер, очнувшись от кошмара.
Спальня Мёрф воссоздаётся в тессеракте как место, где он больше всего сожалеет о разлуке, ведь тессеракт – это его разум, пытающийся исправить эту несправедливость. Видеосообщения от детей также намекают на это: он цепляется за них, понимая их горе. Тессеракт символизирует его окончательный переход в загробный мир.
После тессеракта Купер оказывается на станции "Купер" — идиллическом воссоздании жизни, по которой он скучал. Старая Мёрф лежит на смертном одре, спася человечество.
Посещение Мёрф символизирует его смирение со смертью. Лишь после этого он смог вернуться в неизвестность вместе с TARS, наконец обретя покой.
Теория всё ещё работает в соответствии с основными темами "Интерстеллара"
Лично я склоняюсь к восприятию фильма как объективной научной фантастики, где события разворачиваются в реальности. Однако интерпретация "Купер мёртв" тоже имеет право на существование.
Фильм постулирует, что любовь — это измерение, выходящее за рамки времени и пространства, способное влиять на ход событий и решения.
- Любовь Купера к Мёрф движет им через пространство и время, чтобы связаться с ней.
- Падающие книги и пыль — проявление его любви, что согласуется с идеей его смерти: он — призрак, цепляющийся за жизнь, а его разум создаёт кажущуюся правдоподобной реальность.
Подобные теории часто обесценивают фильм, ставя под сомнение смысл всего повествования. Если герой мёртв, в чём тогда суть? Такой поворот требует чёткости, как в "Шестом чувстве" или "Других", где идея реализована безупречно.
В "Интерстелларе" же смерть Купера не доказана, это скорее интерпретация, возникшая после просмотра, а не сюжетный поворот. Это теория, основанная на повторном использовании кадра, что необычно для Нолана.
Однако эта теория меняет восприятие фильма, превращая его в личное исследование утраты, разлуки и неизбежности. Фильм становится метафорой смерти для уходящих и остающихся.
Даже если Нолан не задумывал фильм таким, зрительская интерпретация неизбежна. "Интерстеллар" в контексте "Купер мёртв" — это размышление о силе любви после смерти, придающее истории эмоциональную глубину.
Смерть Купера в начале фильма делает его не просто научной фантастикой, а философским произведением.
Спасибо за прочтение, друзья! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Если статья наберёт 200 лайков, я составлю список фильмов, которые вам обязательно стоит посмотреть, если вам нравится "Интерстеллар".
С другими статьями, посвящёнными "Интерстеллару", вы можете ознакомиться в этой подборке.
Подписывайтесь также на мой второй канал "Лунный Буржуй", где вы найдёте немало интересных статей на космическую тематику. А ещё я пишу о паранормальных явлениях и теориях заговора.
Другие статьи, которые могут вас заинтересовать: