В эту пятницу в храмах читают четырнадцатое зачало Евангелия от Луки. Это продолжение чтения тринадцатого зачала, где Господь в Назарете, в синагоге, читает книгу пророка Исаии, и все дивятся словам благодати, которые от Него слышат. И вот сегодняшнее чтение начинается с этих слов:
И все засвидетельствовали Ему это.
Это что? Это предыдущий стих читаем.
Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.
Что вот на Нём исполняется то, предсказанное в Ветхом Завете, благовествование о пришествии Христа.
И дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын? Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: «врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме».
Где Он исцелил слугу сотника. Вот и здесь сделай такое же чудо.
И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.
И далее Он приводит два примера из Ветхого Завета, которые они хорошо знали:
Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле; и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую.
То есть к языческому народу был послан. И там у неё жил, а здесь нет. Почему? А там почитали его как пророка. Она отдала ему последнюю лепёшку, не имея больше никакой пищи, потому что видела, что это пророк. Таковым не считали его в стране израильской. Напротив, царь желал убить его.
Много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.
Сириец, полководец, пришёл, просил деньги, готов был подарить в любом количестве, чтобы только исцелил его от проказы. И он был исцелён, но никто из народа израильского.
Зачем это им говорит? А чтобы они имели возможность сопоставить, что да, действительно, и раньше было так, и теперь также. И смотреть не на то, что они знают Его с детства, а на то, каким Его сейчас видят, каким теперь Его знают, но какая их реакция.
Услышав это, все в синагоге исполнились ярости.
От чего они разъярились? А Он их сравнивает с теми израильтянами, которые не почитали пророков. И это была правда. Труднее всего терпеть то обличение, которое неприятно и соответствует всё-таки правде. И вот они исполнились ярости.
И, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его.
То есть повели специально, чтобы сбросить Его с горы. Вот опять попытка Его убить. Первый раз при рождении Его пытался Ирод. И вот теперь, придя в родной город, где все Его знают, где Он вырос в любви и возрастал в благодати, пытаются Его убить. Но Он, пройдя посреди них, удалился.
В толковании Святоотеческом читаем, что Он стал невидим, то есть прошёл среди них и удалился, не нанеся им вреда и не потерпев никакого урона. Потому что Ему предстоит, конечно, умереть, но эта смерть будет самой страшной — на кресте. И на неё Он пойдёт добровольно для того, чтобы взять на себя грехи всех нас.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram «Евангелие на каждый день»👇
Текст основан на видео с канала «Священник Валерий Сосковец». Читайте ещё: