Найти в Дзене

Ребенок учится на отлично, но больше не улыбается. Что происходит?

Разработано Freepik
Разработано Freepik

Оценки – это вроде как главный показатель школьной жизни. Пятерка – «прекрасно, ура, молодец!» Двойка – «садимся, работаем». Все вроде бы понятно и просто. Но школа – это не только цифры в дневнике. Ведь бывает так, что ребенок носит домой «четверки» и «пятерки», а на самом деле он настолько устал, измотан и едва держится на плаву. А мы этого не замечаем, потому что порой смотрим только лишь на оценки, а не на его состояние.

Мне не раз приходилось сталкиваться с ситуацией, когда родители приводят ребенка на занятия с репетитором и говорят: «У него все нормально, он учится хорошо. Просто надо подтянуть математику». А потом на уроке вижу, что у ребенка потухший взгляд, когда он открывает учебник. Сидит тихо, будто бы на него навалили груз. И понимаешь, что проблема не в дробях и не в формулах, а в том, что школа для него превратилась в постоянный источник стресса.

Оценки, это безусловно удобная система. Многие родители только ими и живут. Пятерки есть, значит, все – жизнь удалась! Но одни лишь только оценки не показывают, насколько ребенок уверен в себе, как он справляется с тревогой, есть ли у него друзья, и в каком он настроении идет в школу каждое утро. Это примерно, как судить о здоровье по цвету щек. Иногда розовые значит все в порядке, а иногда это просто румянец на морозе, за которым скрывается простуда.

Очень часто именно хорошие отметки маскируют настоящие трудности. Есть дети, которые вцепились в эту планку «учиться на отлично» и держат ее любой ценой. Они зубрят до ночи, переживают из-за каждой мелочи, боятся разочаровать родителей или учителей. Внешне, да отличник. Внутри, сплошная постоянная тревога. Я однажды работала с девочкой, которая каждый раз приходила на урок с идеально сделанным заданием, но при этом у нее дрожали руки, а в глазах читался страх, что вдруг она что-то сделала не так. Казалось бы, идеальный ученик. А на деле просто ребенок, уставший от роли «идеальной».

Так как же заметить за цифрами настоящие эмоции? Тут важно смотреть не только на тетради и дневники, а на самого ребенка. Если вдруг часто стала появляться усталость без причины, раздражительность словно на пустом месте или наоборот полная апатия, это уже верный сигнал. Когда ребенок начинает закрываться, перестает делиться новостями о школе, не идет гулять с друзьями, хотя раньше с радостью – это тоже звоночек.

Еще один важный момент, физические проявления. Нередко дети жалуются на живот или голову именно утром, перед школой. Казалось бы, простое совпадение. Но если это происходит регулярно, значит, тело подает сигнал: «Мне тяжело». Часто такие жалобы врачи называют «психосоматикой». И знаете, это не про то, что ребенок придумывает, а про то, что он действительно так переживает, что тело подключается к эмоциям.

Разработано Freepik
Разработано Freepik
Дорогие читатели! Чтобы подобрать нужного вам репетитора и закрыть все пробелы в знаниях, вы можете оставить заявку на сайте: https://multitutor.ru/

Поведенческие изменения тоже многое говорят. Вчера ребенок увлеченно рисовал или же конструировал, а сегодня бросил любимое хобби. Или вдруг начал спорить, злиться, конфликтовать там, где раньше спокойно реагировал. Школа огромный кусок его жизни, и, если внутри у него что-то не так, это начинает вылезать наружу.

И здесь важно одно, не ругать, не давить, не требовать «соберись». Я сама как репетитор вижу, как ребенок раскрывается, когда с ним просто спокойно разговариваешь, без осуждения. Поверьте, иногда ученику нужно даже не столько объяснение материала, сколько ощущение, что его слышат и понимают. Понимающий репетитор в этом плане может сыграть очень важную роль. Это сродни быть тем взрослым, к которому можно прийти без страха, что поставят «ярлык» или отчитают.

Разговор – это, пожалуй, самый простой и в то же время самый трудный инструмент. Потому что нужно не только задавать вопросы, но еще и уметь слушать. Дети очень чувствуют, когда их перебивают или сразу начинают давать советы вместо того, чтобы просто выслушать. И если разговоры уже совсем не помогают, если тревога или усталость становятся слишком сильными, не стоит бояться подключать школьного психолога или искать помощь у специалиста. Это ни в коем случае не «позор» и не «крайняя мера». Это нормальная забота о ребенке.

Иногда я думаю, что взрослым было бы полезно вспоминать себя в школьные годы. Как тяжело бывало вставать по утрам, как обидно было, когда одноклассники посмеялись, а еще – как мучительно сидеть над задачей, которая ну никак не дается. Мы уже давно выросли, и эти воспоминания стерлись, но дети живут в этом сейчас, каждый день.

И вот здесь самое главное видеть не только оценки, а человека за ними. Потому что пятерка сама по себе не означает счастья, а двойка вовсе не предвестник конца света. Настоящий успех ребенка в школе – это не только «отлично» в дневнике, а еще и живые озорные глаза, желание учиться, умение дружить и чувствовать, что его поддерживают.

Не забывайте ставить лайки, подписываться на наш канал и наши паблики в соцсетях.

Наши контакты:

Мы в социальных сетях: