Найти в Дзене
Всё не зря

В День учителя-2025 вернемся в Камышин, в год 1975-й, где газета писала об учительнице школы №14 Раисе Ивановне Кононовой

Оглавление

Читаешь, и думаешь: как изменилось все... Жаль, не к лучшему. Впрочем, судите сами. Начнем с того, что на первой полосе старейшей городской газеты "Ленинское знамя" ("Диалог") № 160 от 04.10.1975 года полвека назад накануне Дня учителя зажгли Звезду Славы Ударника IX пятилетки в честь учителя математики школы №14 Камышина Раисы Ивановны Кононовой.

«Завтра вся страна отмечает День учителя, – писала газета. – В этот день советский народ чествует работников народного о бразования, чей труд, творческий поиск и энергия служат выполнению главного наказа партии – теснее связывать школу с задачами коммунистического строительства».

Посильный вклад вносят в выполнение этой задачи работники просвещения Камышина и Камышинского района. Двадцать лет преподает математику Раиса Ивановна. Ее воспитанников можно встретить во всех уголках нашей страны.

Кроме основной работы она выполняет общественные нагрузки: является руководителем городской секции математиков, общественным инспектором гороно, председателем местного комитета школы. За добросовестный труд Р.И. Кононова много раз награждалась Почетными грамотами, в том числе Грамотой Министерства просвещения РСФСР».

"Вчера опять на первой полосе...". 1975 год
"Вчера опять на первой полосе...". 1975 год

На второй полосе газета опубликовала очерк журналистки Л. Ледяшовой под названием "На годы вызвана к доске", посвященной Р.И. Кононовой. Прочтите его сегодня, полвека спустя. Словно глоток свежего воздуха, где все по-другому. Все! Вперед?

На годы вызвана к доске

Еще во время учения в школе она проявляла способности к точным наукам. Ее учитель математики заметил это и советовал ей жизнь связать именно с этим предметом. И самой ей хотелось стать педагогом-математиком, да боялась: а вдруг не сможет учиться только на четыре и пять , и ей не будут платить стипендию. А на что жить? Семья их материальным благополучием не отличалась…

Но мечта и советы старших победили в ней неуверенность: после окончания десятилетки пошла в педагогический институт на факультет математики. И все годы получала стипендию. была примерной студенткой. Сейчас (прим. – в 1975 году) за спиной Раисы Ивановны Кононовой, математика средней школы №14, двадцать лет педагогического стажа.

Такие разные дети!

Теперь коллеги, побывав на ее уроках, неизменно говорят: « И как Вам удается так много сделать за 45 минут? Конечно, за столько леть Вы накопили большой опыт…». Да, с годами растет опыт, повышается мастерство, но в то же время год от года повышается и ответственность за результаты своего труда, которые проявляются не сегодня и не завтра, а через годы, когда уже ни исправить, ни добавить ничего нельзя.

На уроках Раисы Ивановны не бывает скучно, потому что всем находится работа по силам. Готовясь к занятиям, она продумывает каждую минуту, ориентируясь на каждого ученика. Штроко использует индивидуальный подход к детям, не считает для себя зазорным остаться после уроков и позаниматься с учениками.

Дети, они ведь разные. Одному достаточно услышать – и он уже все понял , другому надо подумать, «расставить по местам» математические понятия, а третьему надо несколько раз повторить одно и то же, пока не усвоит новое. Эти особенности своих учеников Раиса Ивановна старается сразу же постичь, как только принимает новый класс.

Она систематически знакомится с новинками педагогики, но в своей работе применяет их творчески, стараясь не свой труд облегчить, а дать детям прочные, глубокие знания. Среди педагогов сейчас много идет разговоров о том, чтобы освободить учителя от проверки тетрадей. А Раиса Ивановна считает по-другому.

Дополнительные занятия

Она систематически в конце каждой темы дает самостоятельную работу и сама проверяет ее. С не выполнившими задания занимается дополнительно. Делает это не потому, что у немного свободного времени, а просто считает, что если своевременно помочь ученику, то он освоит программу. Борьба за детские души часто кончается ее победой.

Взять Витю Я. В седьмом классе совсем плохо стал учиться. Пришла в голову парню мысль бросить школу, а родители пошли на поводу у него. Оставили педагоги Витю на осень. Все лето занималась с ним Раиса Ивановна. Осенью его перевели в восьмой класс. И тут у мальчишки перелом произошел в характере.

Стал лучше учиться, меньше нарушал дисциплину. После окончания восьмого класса пошел в ГПТУ и сейчас является неплохим работником. Есть у нее и одна особенность характера, которая положительно сказывается на качестве знаний учащихся. Раиса Ивановна умеет отлично владеть своими эмоциями.

Она никогда не кричит на ребят, искренне считает, что только убеждением и добром можно установить хороший контакт с классом. Ее голос и в конце рабочего дня после проведенных шести уроков звучит все так же ровно и доброжелательно, как перед первым звонком, а га ее уроках всегда деловая, рабочая обстановка.

"Огоньки" светлого времени

Ее бывших учеников можно встретить в разных уголках страны. Большая часть из них уважаемые люди. Давно ли Таня Иноземцева ловила каждое слово Раисы Ивановны?

А сейчас она сама педагог. Встречаются на равных бывшая ученица и учительница на занятиях городской секции математиков, которой руководит Раиса Ивановна Кононова. Обсуждают новые методики работы, вместе с другими учителями готовят доклады.

Общественная работа тоже немало времени и сил отнимает у Раисы Ивановны. Она ведь еще и общественный инспектор гороно и председатель местного комитета школы. На заседаниях месткома обсуждаются производственные и культурно-массовые вопросы. В школе стали традиционными «Огоньки» педагогического коллектива.

Проходят они весело, с чаем, шутками ведущих, с песнями и даже сюрпризами. К примеру, сидит на «Огоньке» Алексей Иосифович Дайлов, и вдруг появляется его сын и поздравляет в присутствии всех отца с праздников…. Организовать людей на интересное мероприятие, подарить им радость – на это тоже требуется талант.

И Раиса Ивановна старается оправдать доверие коллектива, общественное поручение выполняет так же добросовестно, как все, за что она берется. … Двадцать лет отдала школе эта скромная женщина, и учпела воспитать двоих своих детей. Дочь уже учится в политехническом институте, а сын – в высшем военном училище.

А она по-прежнему считает , что лучше профессии педагога нет. Она с честью выполняет почетную миссию наставника и идейного воспитателя молодого поколения.

Послесловие

Может, вы знали Раису Ивановну? Учились у нее? Вспомните учительницу, Родную школу. Милый сердцу Камышин, в который в советское время люди ехали изо всех концов страны, чтобы работать, жить, растит детей. С Днем учителя всех! Это, наверное, общий праздник.

Марина КАРАВАЕВА