Читаешь, и думаешь: как изменилось все... Жаль, не к лучшему. Впрочем, судите сами. Начнем с того, что на первой полосе старейшей городской газеты "Ленинское знамя" ("Диалог") № 160 от 04.10.1975 года полвека назад накануне Дня учителя зажгли Звезду Славы Ударника IX пятилетки в честь учителя математики школы №14 Камышина Раисы Ивановны Кононовой.
«Завтра вся страна отмечает День учителя, – писала газета. – В этот день советский народ чествует работников народного о бразования, чей труд, творческий поиск и энергия служат выполнению главного наказа партии – теснее связывать школу с задачами коммунистического строительства».
Посильный вклад вносят в выполнение этой задачи работники просвещения Камышина и Камышинского района. Двадцать лет преподает математику Раиса Ивановна. Ее воспитанников можно встретить во всех уголках нашей страны.
Кроме основной работы она выполняет общественные нагрузки: является руководителем городской секции математиков, общественным инспектором гороно, председателем местного комитета школы. За добросовестный труд Р.И. Кононова много раз награждалась Почетными грамотами, в том числе Грамотой Министерства просвещения РСФСР».
На второй полосе газета опубликовала очерк журналистки Л. Ледяшовой под названием "На годы вызвана к доске", посвященной Р.И. Кононовой. Прочтите его сегодня, полвека спустя. Словно глоток свежего воздуха, где все по-другому. Все! Вперед?
На годы вызвана к доске
Еще во время учения в школе она проявляла способности к точным наукам. Ее учитель математики заметил это и советовал ей жизнь связать именно с этим предметом. И самой ей хотелось стать педагогом-математиком, да боялась: а вдруг не сможет учиться только на четыре и пять , и ей не будут платить стипендию. А на что жить? Семья их материальным благополучием не отличалась…
Но мечта и советы старших победили в ней неуверенность: после окончания десятилетки пошла в педагогический институт на факультет математики. И все годы получала стипендию. была примерной студенткой. Сейчас (прим. – в 1975 году) за спиной Раисы Ивановны Кононовой, математика средней школы №14, двадцать лет педагогического стажа.
Такие разные дети!
Теперь коллеги, побывав на ее уроках, неизменно говорят: « И как Вам удается так много сделать за 45 минут? Конечно, за столько леть Вы накопили большой опыт…». Да, с годами растет опыт, повышается мастерство, но в то же время год от года повышается и ответственность за результаты своего труда, которые проявляются не сегодня и не завтра, а через годы, когда уже ни исправить, ни добавить ничего нельзя.
На уроках Раисы Ивановны не бывает скучно, потому что всем находится работа по силам. Готовясь к занятиям, она продумывает каждую минуту, ориентируясь на каждого ученика. Штроко использует индивидуальный подход к детям, не считает для себя зазорным остаться после уроков и позаниматься с учениками.
Дети, они ведь разные. Одному достаточно услышать – и он уже все понял , другому надо подумать, «расставить по местам» математические понятия, а третьему надо несколько раз повторить одно и то же, пока не усвоит новое. Эти особенности своих учеников Раиса Ивановна старается сразу же постичь, как только принимает новый класс.
Она систематически знакомится с новинками педагогики, но в своей работе применяет их творчески, стараясь не свой труд облегчить, а дать детям прочные, глубокие знания. Среди педагогов сейчас много идет разговоров о том, чтобы освободить учителя от проверки тетрадей. А Раиса Ивановна считает по-другому.
Дополнительные занятия
Она систематически в конце каждой темы дает самостоятельную работу и сама проверяет ее. С не выполнившими задания занимается дополнительно. Делает это не потому, что у немного свободного времени, а просто считает, что если своевременно помочь ученику, то он освоит программу. Борьба за детские души часто кончается ее победой.
Взять Витю Я. В седьмом классе совсем плохо стал учиться. Пришла в голову парню мысль бросить школу, а родители пошли на поводу у него. Оставили педагоги Витю на осень. Все лето занималась с ним Раиса Ивановна. Осенью его перевели в восьмой класс. И тут у мальчишки перелом произошел в характере.
Стал лучше учиться, меньше нарушал дисциплину. После окончания восьмого класса пошел в ГПТУ и сейчас является неплохим работником. Есть у нее и одна особенность характера, которая положительно сказывается на качестве знаний учащихся. Раиса Ивановна умеет отлично владеть своими эмоциями.
Она никогда не кричит на ребят, искренне считает, что только убеждением и добром можно установить хороший контакт с классом. Ее голос и в конце рабочего дня после проведенных шести уроков звучит все так же ровно и доброжелательно, как перед первым звонком, а га ее уроках всегда деловая, рабочая обстановка.
"Огоньки" светлого времени
Ее бывших учеников можно встретить в разных уголках страны. Большая часть из них уважаемые люди. Давно ли Таня Иноземцева ловила каждое слово Раисы Ивановны?
А сейчас она сама педагог. Встречаются на равных бывшая ученица и учительница на занятиях городской секции математиков, которой руководит Раиса Ивановна Кононова. Обсуждают новые методики работы, вместе с другими учителями готовят доклады.
Общественная работа тоже немало времени и сил отнимает у Раисы Ивановны. Она ведь еще и общественный инспектор гороно и председатель местного комитета школы. На заседаниях месткома обсуждаются производственные и культурно-массовые вопросы. В школе стали традиционными «Огоньки» педагогического коллектива.
Проходят они весело, с чаем, шутками ведущих, с песнями и даже сюрпризами. К примеру, сидит на «Огоньке» Алексей Иосифович Дайлов, и вдруг появляется его сын и поздравляет в присутствии всех отца с праздников…. Организовать людей на интересное мероприятие, подарить им радость – на это тоже требуется талант.
И Раиса Ивановна старается оправдать доверие коллектива, общественное поручение выполняет так же добросовестно, как все, за что она берется. … Двадцать лет отдала школе эта скромная женщина, и учпела воспитать двоих своих детей. Дочь уже учится в политехническом институте, а сын – в высшем военном училище.
А она по-прежнему считает , что лучше профессии педагога нет. Она с честью выполняет почетную миссию наставника и идейного воспитателя молодого поколения.
Послесловие
Может, вы знали Раису Ивановну? Учились у нее? Вспомните учительницу, Родную школу. Милый сердцу Камышин, в который в советское время люди ехали изо всех концов страны, чтобы работать, жить, растит детей. С Днем учителя всех! Это, наверное, общий праздник.
Марина КАРАВАЕВА