Найти в Дзене

От 0+ и до бесконечности. Почему Воронежский театр юного зрителя ставит спектакли для зрителей всех возрастов

«Любовь и голуби», «Летучий корабль», «Отцы и сыновья», «Маугли» – такие яркие премьеры пополнят в этом сезоне репертуар ТЮЗа им. С.Я. Маршака. Как удается ставить спектакли, интересные одновременно для детей и взрослых, а также почему так непросто достать на них билеты, «Культурному региону» рассказал главный режиссер театра Максим Иванов. «Мы детей учим прекрасному» – Максим Валерьевич, вы уже год работаете в должности главного режиссера ТЮЗа. Какие у вас впечатления о театре, о воронежских зрителях и нашем городе? – Впечатления очень хорошие, яркие. Я познакомился с Воронежем три года назад. Участвовал в лаборатории, в которой поставил спектакль «Маруся» по монопьесе Натальи Шор «Раз, два, три, четыре, пять… Машенька идет гулять». И через два года мне позвонили и пригласили стать главным режиссером Театра юного зрителя. Я с удовольствием взялся за это дело. Детский театр – это увлекательное направление. И, честно говоря, было для меня неожиданно: направление такое нетривиальное, с

«Любовь и голуби», «Летучий корабль», «Отцы и сыновья», «Маугли» – такие яркие премьеры пополнят в этом сезоне репертуар ТЮЗа им. С.Я. Маршака. Как удается ставить спектакли, интересные одновременно для детей и взрослых, а также почему так непросто достать на них билеты, «Культурному региону» рассказал главный режиссер театра Максим Иванов.

«Мы детей учим прекрасному»

-2

– Максим Валерьевич, вы уже год работаете в должности главного режиссера ТЮЗа. Какие у вас впечатления о театре, о воронежских зрителях и нашем городе?

Впечатления очень хорошие, яркие. Я познакомился с Воронежем три года назад. Участвовал в лаборатории, в которой поставил спектакль «Маруся» по монопьесе Натальи Шор «Раз, два, три, четыре, пять… Машенька идет гулять». И через два года мне позвонили и пригласили стать главным режиссером Театра юного зрителя. Я с удовольствием взялся за это дело. Детский театр – это увлекательное направление. И, честно говоря, было для меня неожиданно: направление такое нетривиальное, специфическое.

Но поскольку мой учитель по режиссуре Александр Галибин снимает детское кино и делает это весьма успешно, он меня как-то очень сильно поддержал в этом. И мне стало это интересно. Я хотел бы какой-то вклад внести в направление «театр для детей», и вот целый год мы над этим работали.

-3

Уже есть ряд успехов. Например, театр получил особый статус. Он теперь носит имя Самуила Яковлевича Маршака. Это имеет для нас большое и символическое значение, потому что Маршак стоял у истоков детского театра, советского театра и детской литературы. И сам был у истоков вообще появления ТЮЗов. Поэтому для нас это большая ответственность, серьезная планка.

– В чем особенность и сложность работы с такими юными зрителями?

– Человек, который делает театр для детей, он должен понимать детей, понимать психологию своего зрителя, возрастную психологию, он должен знать, чем отличается ребенок трех лет от детей двенадцати, шести лет. Потому что ребенок растет, то есть как вот Маршак говорил, что взрослый человек, он уже все знает, а ребенок находится в стадии познания. Поэтому театр для него – это все равно встреча с чем-то новым. Он не развлекаться приходит – ему кажется, что он развлекается, но он на самом деле учится.

То есть на нас накладывается определенная ответственность. Мы детей учим прекрасному, стараемся повлиять на формирование их личности, помочь им все-таки заложить какое-то светлое и доброе зерно в их души. Это нужно уметь делать в театре.

Поэтому из режиссеров, которые приходят к нам в театр, мы подбираем таких, которые со всей ответственностью подходят к своему делу, которые понимают, что придут юные зрители и нельзя самоутверждаться за их счет. То, что мы им даем, должно позитивно на детях сказываться. Это самый важный пункт вообще в отборе любого человека, который приходит в театр юного зрителя. То есть таких экспериментов, где заявлены какие-то двусмысленные вещи, мы не можем себе позволить.

«Дети не могут скучать»

– Какие новые спектакли ТЮЗа вы можете назвать успешными?

Прошлый и мой первый здесь театральный сезон начался с премьеры бэби-спектакля «Где лужа, там и я». Очень популярное направление, но очень неразвитое, потому что мало специалистов этого профиля. Никто не умеет делать театр для самых маленьких. Очень мало режиссеров, которые могут сделать интересным театр для тех, кому нет трех лет. И еще познакомить этого маленького человека с этим искусством, который еще мало что осознает, это очень сложно. Спектакль идет с успехом вот уже второй сезон.

– Интересно, как это выглядит?

Это такое знакомство со стихией воды. Маленьких деток театральными способами знакомят с капельками, с лужами, которые потом превращаются в океан, где появляются разные морские животные. Дети погружаются в удивительную атмосферу. Они до трех лет еще не могут следить за сюжетом, это особенность детской психологии. И поэтому с ними общаются через атмосферу, через ощущения, через тактильные ощущения, через контакт, через звуки и так далее.

Премьера спектакля была очень успешной. Вообще все наши премьеры в первом сезоне были очень интересные, и это превратилось в такое правило, что неинтересного в нашем театре быть не может. Все обязано быть очень интересным, потому что мы имеем дело с детьми, они не могут скучать.

Потом у нас была постановка «Щелкунчика», была премьера пьесы «На дне» для подростков, появилась специально для нас написанная детская пьеса «Волшебная книга Василисы» про борьбу книги и гаджетов, тоже с успехом идет у нас.

«Мы хотим быть интересными и для старшего поколения»

– Что планируете в этом театральном сезоне?

– Мы продолжаем наполнять наш репертуар классикой. В марте у нас запланирована премьера «Отцы и сыновья» по роману Тургенева. Его поставит режиссер Евгений Ланцов. Затем в конце сезона я поставлю спектакль «Маугли». Да, знаменитый, любимый многими.

– Даже интересно, как это будет выглядеть на сцене.

Это будет большая такая хореографическая работа. И наши артисты уже с этого сезона начали хореографические занятия. Мы активно готовимся к этой работе. Разминаемся и приводим себя в форму. Ну и прямо сейчас заканчивается работа, и 10 октября у нас будет премьера спектакля «Любовь и голуби».

– Пьеса не совсем детская…

Не совсем детская, но мы считаем, что в театре юного зрителя могут и должны быть и взрослые постановки, потому что мы хотим быть интересными и для старшего поколения. И, конечно, мечтаем, чтобы театр мог функционировать таким образом, чтобы дети шли на одну постановку, а в этот момент взрослые могли смотреть другую. 10 октября у нас премьера спектакля «Любовь и голуби», а затем у нас начинаются репетиции «Летучего корабля». Помните тоже любимый наш советский мультфильм? Вот такие наши планы.

-6

«Билеты раскупали в течение дня»

– Максим, ну и в завершении нашей беседы, хотелось бы спросить, как публика восприняла прошлый сезон в театре? Чувствуют ли зрители, что в творческом подходе что-то изменилось?

Конечно, публика чувствует перемены. Это мы видим не только по отзывам зрителей, но и по отзывам коллег, и вообще театральной общественности. Воронежская общественность, она очень театральна, все следят за постановками, все ходят в театры, в городе много театров, фестивалей, все так или иначе в курсе, поэтому здесь сложно остаться незамеченным. Многие замечают качественные сдвиги внутри самого ТЮЗа, в спектаклях, даже из ранее идущего репертуара.

Спектакли стали качественнее, профессиональнее, стали ярче, стали точнее передавать смысл, важный для детей. У нас сложилась такая проблема, что зрители не могут купить билеты в наш театр, потому что их просто нет. Их выкупают за два часа или за полтора.

– Все билеты абсолютно на все спектакли?

Именно так. Вот мы открываем продажи билетов на месяц, и в течение дня их уже нет. И приходит много жалоб, потому что люди не могут попасть в театр. Поэтому мы сидели голову ломали, как создать справедливую социальную систему, чтобы все имели доступ к билетам. Вот так определили, сколько процентов зала мы отдаем школьникам, сколько процентов мы отдаем для тех людей, которые хотят купить для себя и своих детей. Пришлось заниматься такими вещами, но это подтверждает большой интерес к нашему театру.

-7

Хочу добавить, что еще мы хотим, чтобы сам ТЮЗ преобразился внешне. Может быть, даст Бог, случится реконструкция или капитальный ремонт нашего здания. В театре давно не проводился такой капитальный ремонт, но для этого, мы чувствуем, нам надо громко заявить о себе.

Беседовал Глеб Стародубцев, фото Евгении Емельяновой

Театры
6771 интересуется