Летом были в Большом театре. Под конец сезона Большой театр показал на своей Исторической сцене премьеру балетов «Петрушка» и «Жар-птица», поставленных Андрисом Лиепой. Премьера прошла как финал фестиваля «Игорь Стравинский» и давалась в рамках совместного проекта Большого и Мариинского театров. В связи с этим хочу рассказать вам интересные факты у балете.
Сначала сюжет:
Преследуя Жар-птицу, Иван-царевич попадает в мрачное царство Кащея. Вдали неясно вырисовывается его замок, окруженный заповедным садом и каменной стеной. На чудесном дереве таинственным огнем загораются золотые яблоки.
Точно пламя пожара, Жар-птица спускается к дереву, не замечая Ивана-царевича. После долгого преследования царевичу удается схватить ее. Жар-птица хочет вырваться из сильных рук и улететь, просит вернуть ей свободу. Иван-царевич уступает ее мольбам. В благодарность Жар-птица дарит ему дивное перо, обладающее волшебной силой, и уносится ввысь.
Из высокого терема в сад Кащея спускаются плененные злодеем царевны. Резвясь, они играют вокруг дерева с золотыми яблоками. В одну из них – Царевну Ненаглядную Красу — влюбляется Иван-царевич.
Внезапно изо всех углов заповедного сада появляется поганая челядь Кощея Бессмертного. Наконец, выходит и он сам – с седой до земли бородой, пальцами, похожими на корневища старого дерева. Опираясь на посох, он медленно и грозно подбирается к Ивану. Гнев Кащея страшен для того, кто посмел проникнуть в его владения. Царевичу грозит участь многих смелых витязей — быть превращенным в камень.
Ради спасения своей возлюбленной Иван-царевич вступает в сражение с Кащеем и его войском. Волшебным пером — подарком-выкупом Жар-птицы — он призывает ее на помощь. Неистовая пляска Девы-птицы увлекает за собой Кащея и его слуг, затанцовывая их до полусмерти. Тем временем Иван-царевич находит и разбивает волшебное яйцо, в котором заключена смерть Кощея. В прах рассыпается поганое царство, исчезают кошмары. Оживают окаменевшие витязи. Роскошный солнечный апофеоз венчает балет.
Фотографировать во время спектакля нельзя, поэтому несколько фото с поклонов.
Далее прикладываю видео, можно рассмотреть костюмы всех действующих лиц.
Теперь интересные факты:
🌟 25 июня 1910 года в Париже состоялась премьера "Жар-птицы" Игоря Стравинского, ставшая знаковым событием для русского балета и привлекшая внимание предвоенной Европы.
1. **Анатолий Лядов мог стать автором "Жар-птицы"**
Сергей Дягилев сначала хотел, чтобы музыку написал Лядов, но, к сожалению, работа композитора была слишком медленной. В итоге выбор пал на молодого Игоря Стравинского, который под руководством Римского-Корсакова уже начал создавать свой уникальный стиль. Это стало для него важным шагом на пути к успешной карьере.
2. **Либретто — дело коллективное**
Не существует единого автора либретто "Жар-птицы". Эта идея возникла благодаря творческому кругу Дягилева и мирискусников, которые хотели создать балет на основе славянской мифологии. В результате получился уникальный коллаж, над которым активно работал балетмейстер Михаил Фокин.
3. **Кощей и цензура**
Персонаж Кощей Бессмертный вызвал споры среди цензоров. Римский-Корсаков не смог представить его на сцене из-за опасений, что этот образ может вызывать революционные ассоциации. И действительно, "Жар-птица" появилась на русской сцене лишь после Октябрьской революции.
4. **Матильда Кшесинская и Тамара Карсавина**
Хотя Кшесинская готовилась к роли Жар-птицы, в конечном итоге она отказалась. Это дало шанс Тамаре Карсавиной, которая в итоге стала звездой. Кшесинская даже поддерживала ее, отмечая ее талант и обаяние.
5. **Дирижер Пьерне и его замечания**
Пьерне, известный дирижер, пришел из музыкантской семьи и учился у таких мастеров, как Сезар Франк. Он на протяжении всей своей жизни поддерживал дружеские связи с великими композиторами, включая Дебюсси.
В процессе работы дирижер делал замечания Стравинскому.
Хореографию комментировать не буду. Костюмы очень красочные и балет в целом создает ощущение праздника.
Если будет возможность, обязательно посетите!