Найти в Дзене
Искусство досуга

Интересные факты о балете «Жар-птица»

Летом были в Большом театре. Под конец сезона Большой театр показал на своей Исторической сцене премьеру балетов «Петрушка» и «Жар-птица», поставленных Андрисом Лиепой. Премьера прошла как финал фестиваля «Игорь Стравинский» и давалась в рамках совместного проекта Большого и Мариинского театров. В связи с этим хочу рассказать вам интересные факты у балете. 

Необычное оформление занавеса в стиле Дягилевских сезонов. Фото автора статьи.
Необычное оформление занавеса в стиле Дягилевских сезонов. Фото автора статьи.

Сначала сюжет: 

Преследуя Жар-птицу, Иван-царевич попадает в мрачное царство Кащея. Вдали неясно вырисовывается его замок, окруженный заповедным садом и каменной стеной. На чудесном дереве таинственным огнем загораются золотые яблоки.

Точно пламя пожара, Жар-птица спускается к дереву, не замечая Ивана-царевича. После долгого преследования царевичу удается схватить ее. Жар-птица хочет вырваться из сильных рук и улететь, просит вернуть ей свободу. Иван-царевич уступает ее мольбам. В благодарность Жар-птица дарит ему дивное перо, обладающее волшебной силой, и уносится ввысь.

Из высокого терема в сад Кащея спускаются плененные злодеем царевны. Резвясь, они играют вокруг дерева с золотыми яблоками. В одну из них – Царевну Ненаглядную Красу — влюбляется Иван-царевич.

Внезапно изо всех углов заповедного сада появляется поганая челядь Кощея Бессмертного. Наконец, выходит и он сам – с седой до земли бородой, пальцами, похожими на корневища старого дерева. Опираясь на посох, он медленно и грозно подбирается к Ивану. Гнев Кащея страшен для того, кто посмел проникнуть в его владения. Царевичу грозит участь многих смелых витязей — быть превращенным в камень.

Ради спасения своей возлюбленной Иван-царевич вступает в сражение с Кащеем и его войском. Волшебным пером — подарком-выкупом Жар-птицы — он призывает ее на помощь. Неистовая пляска Девы-птицы увлекает за собой Кащея и его слуг, затанцовывая их до полусмерти. Тем временем Иван-царевич находит и разбивает волшебное яйцо, в котором заключена смерть Кощея. В прах рассыпается поганое царство, исчезают кошмары. Оживают окаменевшие витязи. Роскошный солнечный апофеоз венчает балет.

Поклоны после спектакля. Фото автора статьи.
Поклоны после спектакля. Фото автора статьи.

Фотографировать во время спектакля нельзя, поэтому несколько фото с поклонов.

Далее прикладываю видео, можно рассмотреть костюмы всех действующих лиц.

Теперь интересные факты:

🌟 25 июня 1910 года в Париже состоялась премьера "Жар-птицы" Игоря Стравинского, ставшая знаковым событием для русского балета и привлекшая внимание предвоенной Европы.

1. **Анатолий Лядов мог стать автором "Жар-птицы"**  

Сергей Дягилев сначала хотел, чтобы музыку написал Лядов, но, к сожалению, работа композитора была слишком медленной. В итоге выбор пал на молодого Игоря Стравинского, который под руководством Римского-Корсакова уже начал создавать свой уникальный стиль. Это стало для него важным шагом на пути к успешной карьере.

2. **Либретто — дело коллективное**  

Не существует единого автора либретто "Жар-птицы". Эта идея возникла благодаря творческому кругу Дягилева и мирискусников, которые хотели создать балет на основе славянской мифологии. В результате получился уникальный коллаж, над которым активно работал балетмейстер Михаил Фокин.

3. **Кощей и цензура**  

Персонаж Кощей Бессмертный вызвал споры среди цензоров. Римский-Корсаков не смог представить его на сцене из-за опасений, что этот образ может вызывать революционные ассоциации. И действительно, "Жар-птица" появилась на русской сцене лишь после Октябрьской революции.

4. **Матильда Кшесинская и Тамара Карсавина**  

Хотя Кшесинская готовилась к роли Жар-птицы, в конечном итоге она отказалась. Это дало шанс Тамаре Карсавиной, которая в итоге стала звездой. Кшесинская даже поддерживала ее, отмечая ее талант и обаяние.

5. **Дирижер Пьерне и его замечания**  

Пьерне, известный дирижер, пришел из музыкантской семьи и учился у таких мастеров, как Сезар Франк. Он на протяжении всей своей жизни поддерживал дружеские связи с великими композиторами, включая Дебюсси. 

В процессе работы дирижер делал замечания Стравинскому.

Поклоны после спектакля. Фото автора статьи.
Поклоны после спектакля. Фото автора статьи.

Хореографию комментировать не буду. Костюмы очень красочные и балет в целом создает ощущение праздника.

Если будет возможность, обязательно посетите!