Судьба Валерия Гатаева — это история невероятных взлётов и сложных решений, которые могли бы сломать любого человека. Но этот удивительный артист прошёл через все испытания, сохранив верность своему призванию и способность любить жизнь даже в самых трудных обстоятельствах. Его путь доказывает, что настоящая смелость не зависит от возраста, а творческое долголетие определяется не только талантом, но и силой характера.
Тень Фрола Курганова
Валерий Гатаев стал известен на весь Советский Союз после выхода на экраны исторической драмы «Тени исчезают в полдень», где он создал яркий образ Фрола Курганова. Эта работа принесла актёру всесоюзную славу, но одновременно стала для него серьёзным профессиональным испытанием. Созданный им персонаж оказался настолько убедительным и запоминающимся, что другие режиссёры долгое время опасались приглашать Гатаева в свои проекты, сомневаясь в его способности перевоплотиться в других героев.
Режиссёр Владимир Краснопольский позже вспоминал о тех сомнениях, которые сопровождали утверждение актёра на роль: «Художественный совет долго не пропускал кандидатуру Валерия, боясь, что он не справится с такой сложной драматической ролью. В итоге он сыграл блестяще, показав всю глубину актёрского мастерства. Но в то же время эта работа заметно осложнила его дальнейшую карьеру. Получилось, что образ Фрола прилип к Валерию, как это иногда случается с талантливыми артистами, создавшими по-настоящему запоминающихся персонажей».
В том же году, когда вышла картина «Тени исчезают в полдень», Гатаев получил главную роль в биографическом фильме «Последний гайдук», где воплотил на экране образ легендарного Григория Котовского. Картину снимали на киностудии «Молдова-филм» под руководством режиссёра Валериу Гажиу, который, видимо, не разделял опасений своих коллег с «Мосфильма» относительно типажности актёра. Однако после успеха этих двух масштабных проектов для Гатаева наступил период профессионального затишья, продлившийся почти четыре года. За это время ему предложили лишь две небольшие роли в картинах «Сибирский дед» и «Георгий Седов».
Неожиданное призвание
Будущий народный артист родился в Казани за несколько лет до начала Великой Отечественной войны. Его отец ушёл на фронт и не вернулся, поэтому все заботы о семье легли на плечи матери. Женщине приходилось работать днями и ночами, чтобы прокормить детей, и мальчик по сути вырос на улице. В школе он учился без особого энтузиазма, его знания оценивались скорее как удовлетворительные, и после окончания семилетки юноша пошёл работать на завод.
В те годы Валерий даже не помышлял об актёрской профессии. Он никогда не бывал в театре, а в кино удавалось попасть лишь изредка, да и то без билетов, с друзьями. Судьбоносной стала случайная встреча с режиссёром Марком Донским, которая буквально перевернула жизнь молодого рабочего. Благодаря этой встрече Гатаев попал на съёмки фильма «Здравствуйте, дети!», проходившие на берегу Чёрного моря в живописном Гурзуфе.
Для парня из рабочей семьи открылся совершенно новый мир — живописные пейзажи, ласковое море, которого он прежде никогда не видел, интересные люди и увлекательная работа, больше напоминавшая отдых. После завершения съёмочного процесса Гатаев серьёзно загорелся идеей получить эту удивительную профессию. Вернувшись домой, он поступил в Казанское театральное училище, несмотря на скромную школьную подготовку.
Учёба давалась непросто, однако огромное желание освоить актёрское мастерство и природный талант, неожиданно ожили в простом парне, помогли преодолеть все трудности. Окончив училище, Валерий отправился в Калинин (ныне Тверь), где легко поступил в филиал Школы-студии МХАТ, открытый при местном драматическом театре, и сразу начал играть на его сцене.
В разные периоды творческой биографии Гатаева приглашали в различные театральные коллективы — Ленинградский «Ленком», Ульяновский драматический театр, но он неизменно возвращался в Тверь, пока известная актриса и режиссёр Татьяна Доронина не переманила его в Москву.
Испытание славой и любовью
К тому времени в жизни артиста произошло множество значимых событий. Он сыграл десятки запоминающихся ролей в кино и на театральной сцене, получил звания Заслуженного и Народного артиста РСФСР, создал семью, воспитал сына Артёма, пережил развод и, почти достигнув пятидесятилетия, влюбился как юноша в молодую актрису. Валерий всегда считался человеком постоянным в своих привязанностях, его друзья и коллеги знали, как сильно он любил свою первую супругу Людмилу, и никогда не приглашали его на вечеринки сомнительного характера, понимая, что он откажется.
С будущей женой Милой Гатаев познакомился ещё в родной Казани, где она училась в музыкальном училище. Долгое время молодой человек лишь издали восхищался ею, не решаясь подойти и заговорить — он считал себя грубоватым работягой, недостойным такой утончённой и образованной девушки. Наконец, собравшись с духом, он пригласил её на прогулку в парк, и к его удивлению, она легко согласилась.
Позже Людмила призналась Валерию, что он давно привлёк её внимание, она заметила, как он украдкой провожает её взглядом, и с нетерпением ждала, когда же он решится на первый шаг. Молодые люди поженились, и в 1966 году у них родился сын. Их счастливый брак продлился более двадцати лет, пока в жизни артиста не произошли драматические перемены.
Новый поворот судьбы
В Калининский драматический театр по распределению после окончания ГИТИСа пришла начинающая актриса Ольга Дубовицкая.
Валерий, едва увидев её, понял, что его сердце больше не принадлежит ему. Казалось бы, в ней не было ничего необычного — обычная молодая актриса, каких он встречал множество в театральной среде, но именно Оля произвела на него неизгладимое впечатление.
Поначалу, осознавая разницу в возрасте, составлявшую четверть века, Гатаев не позволял себе никаких вольностей, опекал молодую коллегу по-отечески, помогал ей советами, подсказывал, как лучше сыграть ту или иную сцену. Со временем они стали участвовать в одних спектаклях, потом играть в одних сценах, много репетировали вместе, и постепенно рабочие отношения переросли в нечто большее. Ольга тоже прониклась чувствами к интересному и доброму мужчине, но, зная о его семейном положении, скрывала свои эмоции. Никто из окружающих ничего не замечал, кроме самого Валерия, который понимал, что происходит в его душе.
Они долго хранили свою тайну, но в конце концов Гатаев принял решение подать на развод, не в силах больше обманывать жену и сына.
Когда Татьяна Доронина начала переговоры о его переходе в МХАТ имени Горького, он поставил условие — вместе с ним в труппу должна быть принята и его новая супруга Ольга. Татьяна Васильевна согласилась на это условие и даже помогла молодой семье получить небольшую квартиру недалеко от театра.
Когда же в семье родились дочери-близнецы Мария и Татьяна, художественный руководитель способствовала тому, чтобы им выделили трёхкомнатную квартиру в районе Сокольников. Отношения Дорониной и Гатаева вызывали много слухов в театральной среде, им приписывали тайный роман — многие не верили, что известная актриса станет помогать немолодому провинциальному артисту без особых причин, да ещё и способствовать решению его жилищных проблем.
Сам Валерий Закирович долго не мог поверить в стремительные перемены в своей жизни и обрести твёрдую почву под ногами — новая семья, маленькие дочери, другой город, театр, непривычный коллектив. Ему потребовалось время, чтобы привыкнуть к новой реальности, и он иногда удивлялся собственной смелости — откуда в нем, уже немолодом человеке, нашлись силы на такие кардинальные изменения? Его дочки родились, когда актёру уже исполнился пятьдесят один год.
Трудные времена
Только жизнь начала налаживаться, переезд и обустройство на новом месте остались позади, как наступили девяностые годы, и семья оказалась на грани нищеты. Работал в те трудные времена только Гатаев, да и то исключительно в театре — кинопроизводство практически остановилось из-за отсутствия финансирования. Ольга находилась дома с детьми, которые часто болели, а денег не хватало даже на самое необходимое — порой не на что было купить продукты. Все члены семьи переживали отчаяние, но особенно тяжело было Валерию Закировичу — он чувствовал себя не в состоянии выполнить главную мужскую обязанность: обеспечить благополучие близких.
Ольга Дубовицкая позже вспоминала то сложное время: «Это был невероятно трудный период, особенно с двумя маленькими детьми. Иногда казалось, что мы не справимся — действительно голодные времена наступили! Помогала мама. Был момент в девяностые, когда моя родственница вышла замуж за иностранца, и я две недели торговала зимними куртками на рынке, чтобы как-то прокормить семью».
Постепенно ситуация стала улучшаться. Девочки подросли, Ольга вернулась к работе в театре, а Валерий снова стал активно сниматься в кино — в новом веке он участвовал в популярных телевизионных проектах, получал главные роли. Однако именно в этот период у актёра начали проявляться серьёзные проблемы со здоровьем — оказались поражены сосуды ног, в последние годы жизни он с большим трудом передвигался, но продолжал приходить в театр ежедневно, даже когда у него не было спектаклей.
Мудрость и достоинство
Коллеги и друзья отмечали, что, несмотря на проблемы со здоровьем и возрастные недуги, Гатаев сохранял бодрость духа. Михаил Кабанов, актёр МХАТ имени Горького, делился своими воспоминаниями: «Несмотря на появившуюся грузность и прогрессирующие болезни, Валерий Закирович не поддавался унынию. Он не сразу оставил театральную деятельность, а занимался с молодыми коллегами, передавал им свой богатый опыт: подсказывал, помогал входить в роли. Появлялся в театре, опираясь на трость, и сразу создавал вокруг себя позитивную атмосферу. Навсегда запомнился его уникальный, выразительный смех, который заряжал всех оптимизмом».
Актёр успел воспитать своих обожаемых дочерей, поддерживал тёплые отношения с сыном от первого брака, активно участвовал в его жизни. Артём Валерьевич выбрал военную карьеру, стал полковником, командиром Тверского СОБРа, в своё время участвовал в боевых действиях в Чечне, где был тяжело ранен. Он создал собственную семью, и ещё при жизни отца подарил ему двух прекрасных внучек, в которых актёр, как и в собственных дочерях, души не чаял.
Мария и Татьяна не пошли по актёрской стезе, хотя и рассматривали такую возможность — мать отговорила их от этого шага. Однако обе дочери Гатаева остались связаны с миром театра и кино: одна окончила экономический факультет ВГИКа, другая — продюсерский.
В последние годы жизни артист сильно ослаб и постепенно утрачивал интерес к жизни. Его не стало в 2011 году. Прощание с актёром прошло в МХАТ имени Горького, после чего он был похоронен на Троекуровском кладбище Москвы. В недавнем интервью его супруга Ольга Дубовицкая ответила на вопрос журналистов о уходе Валерия Закировича: «Ему было семьдесят три года, накопилось множество болезней, потому что Валерка невероятно любил жизнь. Он обожал, чтобы каждый день был праздником, чтобы вокруг были люди, застолья, общение. У него было множество поклонников и поклонниц, которые постоянно приглашали его в гости, угощали, звали в рестораны. И в общем-то такой образ жизни в конечном счёте подорвал его здоровье. Но он, видимо, уже не мог и не хотел жить по-другому».
Судьба замечательного актёра Валерия Гатаева стала примером профессионального мужества и человеческой искренности. Не побоявшись начать жизнь с чистого листа в зрелом возрасте, он доказал, что настоящая любовь и преданность искусству не знают возрастных границ. Его творческое наследие продолжает жить в многочисленных ролях, а личная история в памяти людей, оказавшихся перед сложными жизненными выборами.