Найти в Дзене

Как помочь ребёнку научиться писать. Советует нейропсихолог

Дорогие друзья! Мы продолжаем нашу серию экспертных публикаций, посвященных теме развития и воспитания детей.
Сегодня Елена Левковицкая расскажет, как происходит формирование навыка письма у детей и чем родители смогут помочь в этом нелегком деле. Немного о нашем эксперте: Письмо — один из самых сложных навыков, который осваивает ребёнок. Оно требует не только умения держать ручку, но и слаженной работы мозга, глаз и руки. Как нейропсихолог, я часто объясняю родителям, что путь от первых каракулей до аккуратных букв — это длительный процесс. Он зависит от многих факторов. Давайте разберёмся, как происходит этот путь, как вы можете помочь своим детям. 
Письмо  — это последовательное развитие разных навыков, которые необходимы для того, чтобы ребёнок научился писать. Этот процесс начинается с самого раннего возраста и проходит несколько этапов: В этом возрасте дети начинают интересоваться карандашами и фломастерами. Их первые «шедевры» — каракули. Они кажутся бессмысленными, но на самом
Оглавление

Дорогие друзья!

Мы продолжаем нашу серию экспертных публикаций, посвященных теме развития и воспитания детей.
Сегодня Елена Левковицкая расскажет, как происходит формирование навыка письма у детей и чем родители смогут помочь в этом нелегком деле.

-2

Немного о нашем эксперте:

  • Клинический психолог, нейропсихолог, педагог-психолог, подростковый профориентолог, автор рассказов для детей
  • опыт работы 10 лет, более 16 000 занятий
  • Индивидуальный и бережный подход к каждому ребенку, создание комфортной среды для раскрытия потенциала

Письмо — один из самых сложных навыков, который осваивает ребёнок. Оно требует не только умения держать ручку, но и слаженной работы мозга, глаз и руки. Как нейропсихолог, я часто объясняю родителям, что путь от первых каракулей до аккуратных букв — это длительный процесс. Он зависит от многих факторов. Давайте разберёмся, как происходит этот путь, как вы можете помочь своим детям. 
Письмо  — это последовательное развитие разных навыков, которые необходимы для того, чтобы ребёнок научился писать. Этот процесс начинается с самого раннего возраста и проходит несколько этапов:

Доизобразительный этап (1–3 года)

В этом возрасте дети начинают интересоваться карандашами и фломастерами. Их первые «шедевры» — каракули. Они кажутся бессмысленными, но на самом деле являются важным этапом развития. Малыш учится держать карандаш, контролировать свои движения и понимать связь между рукой и линией на бумаге. На этом этапе важно предоставить для рисования большие площади. На стенах, конечно, оставлять наскальные рисунки не надо, но рулон старых обоев, дорожка во дворе, песчаный пляж, вполне подойдут. Используйте разные наклоны поверхностей. Вы пробовали делать зарисовки на крышке стола, лёжа под ним, или на горке, кисточкой смоченной в луже? Это очень увлекательно. Предложите малышу разнообразные инструменты для письма: мелки, кисти, мягкие карандаши и даже собственные пальчики.

-3

Пример из практики

На консультацию родители принесли на руках трёхлетнего Пашу. Они очень переживали, что в развитии мальчик отстаёт от сверстников. В кабинете мальчик потянулся к мелкам. Мама с папой тревожно смотрели на ребёнка: «А вдруг возьмёт в рот? А вдруг всё уронит и испугается?». Так выглядит лишение возможности развиваться в естественной среде. Страхи родителей были вполне объяснимы с точки зрения психологии. Беременность, которую ждали много лет, неопытность в воспитании. Родителям было рекомендовано обратиться к психологу по поводу излишней родительской тревожности, а мальчику дать возможность трогать, падать, ползать и, конечно, рисовать. Можно делать это даже вместе. Уже через год в мой кабинет вбегал весёлый, розовощёкий, развитый по возрасту Паша. В дверях стояли счастливые родители.

-4

Лайфхаки для родителей маленьких художников:

·         выбирайте безопасные материалы для рисования и предметы, которые удобно держать в крохотной ручке (крупные мелки, кисти);

·         делайте акцент на процессе, а не на результате и поощряйте любые попытки оставить след на бумаге, не критикуйте;

·         вовлекайте малыша в сенсорные игры (рисование ладошками, узор на песке или манке);

·         дети – великолепные подражатели, поэтому рисуйте сами рядом с ребёнком;

·         организуйте безопасную и развивающую арт-среду, расположите мольберт или доску в доступном месте, а материалы, инструменты меняйте, чтобы поддержать интерес.

Изобразительный этап (3–5 лет)

Постепенно каракули превращаются в узнаваемые образы. Юные художники начинают изображать «головоногов» (человечков с большой головой и палочками вместо рук и ног), домики, солнце. Ближе к пяти годам дети интересуются буквами и цифрами. Главная ошибка родителей в этом возрасте – начать целенаправленно обучать письму. А вот раскраска проложит дорожку к качественному письму в школе. Начать лучше с крупных шаблонов и широких контуров. Если у малыша получается, значит, можно переходить к раскраскам посложнее. Отлично помогает совершенствовать навык совместное рисование с родителем. И, конечно, надо запастись пластилином и цветным картоном, научиться пользоваться ножницами.

-5

Пример из практики

На приём пришла мама с четырёхлетним Сашей. Она волновалась, что мальчик «рисует как попало» и не может даже провести ровную линию. Мы начали с простых упражнений: обводили лабиринты, соединяли точки, чертили большие круги на листе бумаги, раскрашивали радугу, дорисовывали ноги и руки человечкам. Через пару месяцев Саша не только научился рисовать более аккуратно, но и начал проявлять интерес к буквам.

В период с 3 до 5 лет важно «помочь ребёнку всё сделать самому», поэтому:

·         не вмешивайтесь в процесс;

·         организуйте удобное место для творчества;

·         экспериментируйте, рисуйте по точкам, дорисовывайте незаконченные изображения и т.д.;

·         обсуждайте, что нарисовал ребёнок, почему трава голубая (да, это нормально), не навязывайте свои «взрослые» интерпретации;

·         посещайте выставки, помогайте участвовать в конкурсах (только не надо перерисовывать по ночам «кривые» домики ребёнка).

Этап освоения письма (5–7 лет)

В этом возрасте дети начинают осваивать письмо. Он учится писать печатные символы, своё имя. Однако этот процесс требует не только умения держать ручку, но и развитой зрительной памяти, пространственного восприятия, способности концентрироваться. Важным фактором для освоения письма является способность ребенка управлять мышцами и тонусом руки.

Пример из практики

Пятилетняя Маша наотрез отказывалась писать буквы. На консультации выяснилось, что у девочки слабо развиты мышцы кисти, и ей просто трудно было удерживать ручку. Мы начали с игр: лепили из пластилина, собирали мозаику, резали овощи, делали специальные упражнения для укрепления мышц. Через несколько месяцев девочка с удовольствием писала своё имя и слово «мама».

-6

Чек-ап для родителей старших дошкольников, которые хотят с удовольствием заглядывать в тетрадки ребёнка:

·         научить ребёнка пользоваться ножницами, собирать конструктор и застёгивать пуговицы;

·         развивать навыки владения карандашом (обведение контуров, штриховки, узкие лабиринты и пр.);

·         организовать рабочее место с подходящими росту партой и стулом, настроить освещение;

·         поддерживать и хвалить (не просто «Ты, молодец!», а «Смотри, эта линия получилась лучше, чем вчера!»);

·         расширить спектр используемых материалов и инструментов, пробуйте акварель, лепите изделия из глины, раскрашивайте их.

Этап автоматизации письма (7–9 лет)

К этому возрасту письмо становится более автоматизированным. Ребенок пишет прописью. С каждым разом быстрее и аккуратнее, меньше задумывается над тем, как написать ту или иную букву. На этом этапе, одна из самых частых проблем, с которой сталкиваются родители, — зеркальное написание букв или их путаница. Например, ребёнок пишет «R» вместо «Я» или путает «б» и «д». Это связано с тем, что у детей ещё не до конца сформировано пространственное восприятие.

-7

Пример из практики

Семилетний Ваня писал символы в зеркальном отражении. Родители были в панике. После диагностики выяснилось, что мальчик просто недостаточно хорошо ориентировался в пространстве. Мы начали с игр: исследовали тело и окружающее пространство, строили лабиринты, играли в пространственные игры, выполняли графические диктанты по клеточкам. Регулярные занятия помогли устранить проблему.

Что делать родителям младших школьников, чтобы не сойти с ума от прописей в начальной школе:

·         создать школьнику условия для постоянной практики – это не про десять страниц крючков, а про то, чтобы написать письмо бабушке, записку для папы, вести дневник, писать собственные книжки-малышки;

·         писать в прописях тоже надо, но не только копировать, а ещё перешифровывать печатный текст в письменный и наоборот, писать под диктовку;

·         если у ребёнка не получается правильно держать ручку, писать, надо проверить, а всё ли ребёнок освоил на предыдущих этапах формирования навыка и при необходимости сделать шаг назад;

·         продолжайте развивать пространственную ориентацию, мышечную силу рук, зрительно-моторную координацию, с помощью игр, выполнения бытовых задач, игр с мячом;

·         поддерживайте мотивацию и интерес к письму – пишите сами.

Переход от рисунка к письму — естественный, но сложный процесс. Он требует времени и терпения. Родители могут помочь, создать благоприятную среду для развития: играя, рисуя, обсуждая и поддерживая. Помните, что каждый ребёнок уникален, и его успехи — это результат не только его усилий, но и вашей заботы.

Если вы замечаете, что у ребёнка возникают трудности, не стесняйтесь обращаться к специалистам: нейропсихологам, логопедам, педагогам. Ранняя помощь может предотвратить проблемы в школе.

-8

И главное — верьте в своего ребёнка. Ведь именно ваша поддержка помогает ему расти, учиться и становиться уверенным в себе человеком.