Найти в Дзене

Учёные НГТУ создали ледорезную машину, которую не сносит с курса

Учёные Нижегородского государственного технического университета (НГТУ) представили ледорезную машину с повышенной курсовой устойчивостью. Новая технология повысит эффективность и безопасность работ в условиях Севера и Сибири, сообщили «Жуковский.Life» в пресс-службе Минобрнауки РФ. Конструкция инженеров решает ключевую проблему традиционных машин — снос с курса. Это происходит из-за однонаправленного вращения фрезы, которое создает постоянное сопротивление льда. «Традиционные ледорезные машины имеют существенный недостаток: из-за однонаправленного вращения режущей фрезы возникает постоянное сопротивление льда, которое уводит технику с заданного курса. Это не только замедляет работу, но и создает риски для персонала и оборудования», — пояснили в министерстве. Решение нижегородских инженеров — два цилиндра, вращающихся навстречу друг другу. Силы сопротивления в этой схеме компенсируют друг друга, что и удерживает машину на трассе. Дополнительные винтовые реборды не только режут лёд, но
   Фото: сгенерировано нейросетью Kandinsky
Фото: сгенерировано нейросетью Kandinsky
Учёные Нижегородского государственного технического университета (НГТУ) представили ледорезную машину с повышенной курсовой устойчивостью. Новая технология повысит эффективность и безопасность работ в условиях Севера и Сибири, сообщили «Жуковский.Life» в пресс-службе Минобрнауки РФ.

Конструкция инженеров решает ключевую проблему традиционных машин — снос с курса. Это происходит из-за однонаправленного вращения фрезы, которое создает постоянное сопротивление льда.

«Традиционные ледорезные машины имеют существенный недостаток: из-за однонаправленного вращения режущей фрезы возникает постоянное сопротивление льда, которое уводит технику с заданного курса. Это не только замедляет работу, но и создает риски для персонала и оборудования», — пояснили в министерстве.

Решение нижегородских инженеров — два цилиндра, вращающихся навстречу друг другу. Силы сопротивления в этой схеме компенсируют друг друга, что и удерживает машину на трассе. Дополнительные винтовые реборды не только режут лёд, но и отводят стружку вниз, под течение, не давая каналу замерзнуть. Технология предназначена для прокладки трубопроводов и кабелей в зимнее время, что критически важно для развития инфраструктуры северных месторождений.

Высокопрочные сплавы с эффектом памяти формы, способные возвращаться к исходной конфигурации после деформации, — перспективные материалы для создания надежных механизмов, работающих в автономном режиме. Исследования в этой сфере ведутся в лаборатории физики высокопрочных кристаллов СФТИ ТГУ, которая является одной из немногих в мире, специализирующихся на выращивании и изучении подобных монокристаллов. И, недавно учёные Томского государственного университета (ТГУ) разработали высокопрочный сплав с эффектом памяти формы для экстремальных условий.