Знаете, а ведь Андрей Малахов был абсолютно прав, начиная пару-тройку лет назад цикл эфиров, посвящённых неухоженным, забытым и заброшенным последним пристанищам знаменитостей. Помнится, поначалу это вызвало далеко не однозначную реакцию у зрителей, многие критиковали за то, что вроде как это не его дело, а личное родственников усопших. Вот только забывали, видимо, такие критикёры, что Народные, Заслуженные и просто известные артисты являются ещё и достоянием страны. А значит, то, как хранится и увековечивается память о них, дело всенародное.
Правота вообще зачастую определяется временем, ведь то, что сначала кажется чем-то вроде пиара, дешёвой популярности, стремления к высоким рейтингам, на деле подчас оказывается крайне важным и нужным мероприятием. Тем более, от выпуска к выпуску такие эфиры становились всё более и более весомее. А их, кстати, за это время прошло порядка десяти. И если первоначальной целью данных программ было достучаться до нерадивых родственников усопших знаменитостей, которые, получив наследство, почему-то не считают своим долгом продолжение памяти великих людей, хотя бы банально установив достойный памятник на погосте, то потом цели и задачи стали более глубокими. Постепенно выпуски стали большей частью нацелены на широкую зрительскую аудитории, дабы показать да напомнить нам о тех, кто был, скажем, за кадром, и мы этих людей просто не знали в лицо. Так, например мне очень запомнился эфир про актрису Зинаиду Нарышкину. Многим, как раньше и мне, это имя вообще не говорит ни о чём. А ведь именно голосом этой артистки говорили многие герои мультипликации. Скажем, сова в историях про Винни-Пуха, или ворона в мультике "Возвращение блудного попугая".
К тому же теперь мы уже можем лицезреть видимые итоги этих эфиров. Не могу сказать, что после этих программ и большого общественного резонанса все до одного с великим энтузиазмом бросились устанавливать памятники на могилах знаменитых родственников. Отнюдь, у некоторых совесть так и не проснулась, кто-то долго раскачивается, у иных просто нет на это средств. Но тем не менее некоторые погосты преобразились просто до неузнаваемости. Скажем, последние пристанища оперной дивы Елены Образцовой и актрисы Людмилы Ладыниной. К тому же у этого благого дела появились не просто волонтёры, а спонсоры, готовые изготавливать и устанавливать памятники за собственный счёт. И в этом, разумеется, заслуга программы Андрея Малахова: люди объединяются и делают святое дело. А вот недавний выпуск программы "Малахов" пошёл ещё дальше. На сей раз призывали к совести уже Министерство культуры. Но про это в самом конце публикации. А пока к главным темам данного эфира.
На сей раз внимание аудитории сосредоточили на двух усопших актрисах, сыгравших ещё в детстве в легендарных фильмах. Александра Лисютина появилась в кинематографе лишь однажды, но зато как. Она сыграла дочку четы Горбунковых в фильме "Бриллиантовая рука". Роль, конечно, маленькая, но люди полюбили эту белокурую девчушку. Когда Саша повзрослела, хотела стать гримёром, но не получила на это одобрения родителей. Поэтому выучилась на стоматолога и была достаточно успешна в профессии. Но четырнадцать лет назад добровольно ушла из жизни. Александра упокоилась рядом с родственниками, памятник которым пришлось на время погребения демонтировать. Но, не поверите, он так и стоит за оградой, никто не удосужился установить его на место. За все четырнадцать лет. Чего уж говорить о самом погосте Александры Лисютиной. Там лишь рассохшийся и покосившийся крест да табличка без фотографии. А ведь Александра Лисютина была достаточно обеспеченным человеком, можно предположить, оставила приличное состояние после себя.
Корреспондент программы "Малахов" Валерия Антипова отправилась в дом, где живёт дочь Лисютиной, дабы узнать из первых уст о сложившейся ситуации с последним пристанищем матери. Двери ей никто не открыл. Тогда журналистка решила поговорить с соседями. Одна возрастная дама очень хорошо отозвалась о бывшей актрисе, поведав историю, как та однажды помогла, когда соседке стало плохо с сердцем. Дама была готова поговорить ещё, но в это время из другой квартиры выбежала ещё одна дама в домашнем халате и с растрёпанными волосами. Она начала кричать на корреспондента, оскорбляя и обвиняя во всех смертных грехах, а также заставила словоохотливую соседку уйти обратно в квартиру. В общем, интервью было прервано из-за необоснованной агрессии неустановленного лица. По мне, имели место быть хамское поведение и препятствие работы представителя СМИ. Видимо, некоторые просто предпочитают умалчивать о проблеме, едва ли не пуская в ход кулаки, нежели исправлять ситуацию.
Похожая история и с погостом актрисы Светланы Ступак. Она когда-то сыграла Пеппи Длинный чулок в одноимённом фильме. Согласитесь, роль большая, работа яркая. По сей день и дети, и взрослые с удовольствием смотрят это кино. К сожалению, актрисы не стало семь лет назад. Соседи на камеру вспоминают с теплотой, но за кадром сетуют на пагубную привычку Светланы. В общем, зелёный змий одержал победу. Погост один в один, как у Александры Лисютиной: старый деревянный крест, потрескавшаяся табличка без фото. Волей неволей хочется, слегка перефразировав Льва Толстого, сказать: каждая ухоженная могила прекрасна по-своему, все забытые погосты некрасивы одинаково. Но главный шок выпуска ждал впереди.
С подачи одного из телезрителей было выяснено, что заброшена могила, не поверите, няни Александра Сергеевича Пушкина - Арины Родионовны. Более того, таблички с её именем одновременно присутствуют на трёх погостах. И только по фотографиям столетней давности удалось установить истинное место последнего пристанища этой великой сказительницы. Между прочим, на могиле есть высокий холм, который свидетельствует, что похоронена дама была весьма богато. И, видимо, пока были близкие живы, за погостом осуществлялся надлежащий уход. Чего сейчас не скажешь абсолютно. Присутствующая на программе в качестве эксперта актриса Яна Поплавская была не просто удивлена и обескуражена данной ситуацией, она призналась, что не могла представить, что такое может быть вообще. Дама обратилась к Министерству культуры с просьбой исправить положение дел. Просьба, мне показалось, более походила на огромный упрёк в адрес этого ведомства. И я, конечно, присоединяюсь. Кто знает, состоялся бы Александр Сергеевич, как основоположник русского языка, как солнце русской поэзии, как наше всё, не будь у него такой няни.
Выводы, как всегда, делайте сами. МыслиТЕ, одним словом.
ЯНА СОВА
Фото взято в интернете из открытых источников. Спасибо автору.
Если публикации канала вызывают интерес, предлагаю подписаться. При желании можно ставить "лайки".