Найти в Дзене

Всегда ли отсутствие речи — патология. Рассмотрим варианты нормы и задержки развития

Многие родители ждут первых слов с особым нетерпением. Кажется, что вот-вот малыш скажет «мама» или «папа», и это станет началом долгих разговоров. Но иногда ребёнок растёт, а речь так и не появляется — или ограничивается отдельными звуками и лепетом. И тогда у родителей возникает тревожный вопрос: «Это норма или уже патология?» Важно понимать: у каждого ребёнка свой темп развития. Неврологи и логопеды выделяют усреднённые сроки, но индивидуальные колебания возможны. Но эти сроки не железобетонные. Иногда дети начинают говорить позже, но потом быстро догоняют сверстников. Особенно это характерно для малышей из двуязычных семей или для тех, у кого в семье спокойно относятся к молчаливости ребёнка. Если малыш активно жестикулирует, понимает обращённую речь, выполняет просьбы и проявляет интерес к общению, поздний старт речи может быть вариантом нормы. Если к 2–2,5 годам ребёнок не использует ни слов, ни простых фраз, это повод для консультации специалистов. Особенно важно обратить вниман
Оглавление

Многие родители ждут первых слов с особым нетерпением. Кажется, что вот-вот малыш скажет «мама» или «папа», и это станет началом долгих разговоров. Но иногда ребёнок растёт, а речь так и не появляется — или ограничивается отдельными звуками и лепетом. И тогда у родителей возникает тревожный вопрос: «Это норма или уже патология?»

Когда молчание — это вариант нормы

Важно понимать: у каждого ребёнка свой темп развития. Неврологи и логопеды выделяют усреднённые сроки, но индивидуальные колебания возможны.

  • Первые слова обычно появляются к 1 году.
  • В 1,5 года ребёнок может использовать 10–20 слов.
  • К 2 годам словарь расширяется до 50–200 слов.
  • К 3 годам появляются фразы из 3–4 слов.

Но эти сроки не железобетонные. Иногда дети начинают говорить позже, но потом быстро догоняют сверстников. Особенно это характерно для малышей из двуязычных семей или для тех, у кого в семье спокойно относятся к молчаливости ребёнка.

Если малыш активно жестикулирует, понимает обращённую речь, выполняет просьбы и проявляет интерес к общению, поздний старт речи может быть вариантом нормы.

Когда отсутствие речи должно насторожить

Если к 2–2,5 годам ребёнок не использует ни слов, ни простых фраз, это повод для консультации специалистов. Особенно важно обратить внимание, если при этом:

  • он не понимает обращённую речь («принеси игрушку», «сядь на стул»);
  • не смотрит в глаза и не откликается на имя;
  • не использует указательный жест;
  • предпочитает играть один, а не с другими детьми;
  • заменяет речь только криком или плачем.

В таком случае речь может идти о задержке речевого развития (ЗРР), алалии, аутизме или других неврологических особенностях.

Возможные причины отсутствия речи

  • Особенности работы мозга. Задержка формирования нейронных связей в речевых зонах.
  • Неврологические факторы. Перинатальная гипоксия, родовые травмы, генетические особенности.
  • Нарушения слуха. Если ребёнок плохо слышит, ему трудно повторять слова.
  • Сенсорная перегрузка и тревожность. Малыш может быть «закрыт» для общения.
  • Социальные факторы. Недостаток общения со взрослыми, дефицит развивающих игр.
Анна, мама трёхлетнего Ильи:
«Он не говорил ни слова. Я боялась, что это серьёзно. Врачи сказали — наблюдать. Но время шло, а улучшений не было. Мы пришли в Реацентр, и через пару месяцев занятий он начал показывать жестами, потом появились первые слова. Сейчас мы радуемся каждому его «мама» и «дай»».

Как мы работаем в Реацентре Санкт-Петербург

Мы знаем, как тяжело родителям, когда ребёнок молчит, и кажется, что слова так и не придут. Поэтому в нашей работе мы объединяем усилия разных специалистов и методов, чтобы речь всё-таки «проснулась».

Микротоковая рефлексотерапия мягко активизирует зоны мозга, отвечающие за речь, словно даёт им дополнительный ресурс. Биоакустическая коррекция помогает ребёнку лучше воспринимать звуки и постепенно снижает тревожность, из-за которой малыши часто замыкаются.

На занятиях с логопедом появляются первые слова, формируется правильное звукопроизношение, а логопедический массаж снимает напряжение в мышцах языка и губ, облегчая артикуляцию. Дефектолог помогает ребёнку осваивать мышление и использовать речь не только на занятиях, но и дома, в повседневной жизни.

Нейрологопедподдерживает внимание и память, чтобы новые навыки закреплялись.

Такой комплекс позволяет не просто «включить» речь, а сделать её частью полноценного общения.

Отсутствие речи не всегда является патологией. Иногда это индивидуальная особенность развития, и ребёнок догоняет сверстников чуть позже. Но если малыш не говорит к 2–3 годам и при этом не понимает обращённую речь или избегает контакта, это повод для консультации специалистов.

В Реацентре Санкт-Петербург мы помогаем детям запускать речь и развивать её дальше, а родителям — вернуть уверенность и радость общения с ребёнком.

Клиника для детей с неврологическими нарушениями Реацентр в Санкт-Петербурге

👉 А во сколько лет ваши дети начали говорить? Поделитесь в комментариях — это поддержит других родителей, которые сейчас волнуются.