Найти в Дзене

Плащи и покрывала невидимого фронта: как изобретательница создала щит для бойцов

Увидеть противника первым, оставаясь невидимым самому, – вот ключ к успеху. Эту сложнейшую задачу помогает решить изобретатель из Великого Новгорода Екатерина Васильева и ее команда. Ими созданы уникальные образцы камуфляжного снаряжения – покрывало «Покров», плащ «Вотола» и маскировочное покрывало «Техника», – которые эффективно скрывают бойцов и технику не только от визуального наблюдения, но и от «всевидящего ока» беспилотников и тепловизоров. Опытные образцы снаряжения уже применяются. При создании разнообразных приборов ночного видения военными специалистами применяется четкий физический принцип. Обычный человеческий глаз воспринимает электромагнитное излучение, отражающееся от предметов в диапазоне длины волн примерно от 400 до 750 нанометров. Более длинные или более короткие электромагнитные волны зрению недоступны. Однако если с помощью специальных приборов перенести спектр сигналов из недоступной области в доступную, то все невидимое становится видимым. Наблюдатель при этом с

Увидеть противника первым, оставаясь невидимым самому, – вот ключ к успеху. Эту сложнейшую задачу помогает решить изобретатель из Великого Новгорода Екатерина Васильева и ее команда. Ими созданы уникальные образцы камуфляжного снаряжения – покрывало «Покров», плащ «Вотола» и маскировочное покрывало «Техника», – которые эффективно скрывают бойцов и технику не только от визуального наблюдения, но и от «всевидящего ока» беспилотников и тепловизоров. Опытные образцы снаряжения уже применяются.

При создании разнообразных приборов ночного видения военными специалистами применяется четкий физический принцип. Обычный человеческий глаз воспринимает электромагнитное излучение, отражающееся от предметов в диапазоне длины волн примерно от 400 до 750 нанометров. Более длинные или более короткие электромагнитные волны зрению недоступны. Однако если с помощью специальных приборов перенести спектр сигналов из недоступной области в доступную, то все невидимое становится видимым. Наблюдатель при этом сможет не только обнаружить скрывающийся предмет, но и определить его четкий контур.

Но что произойдет, если при маскировке использовать материалы только высочайшего качества и произвести при этом их нестандартную нарезку? Применив такой принцип, изобретатель Екатерина Васильева и её команда создали образцы камуфляжного снаряжения, которое стало скрывать бойцов и военную технику не только от человеческих глаз, но и от приборов ночного видения. Усовершенствовать маскировочные изделия ей помогли ученые передовой инженерной школы Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. После этого на свет появилось покрывало «Покров», которое смогло защитить бойцов от мультиспектрального излучения беспилотников, плащ «Вотола», необходимый для скрытия людей от оптического наблюдения, маскировочное покрывало «Техника», которое помогло укрывать танки, боевые машины пехоты и автомобили от визуального наблюдения приборами ночного видения, в том числе от мультиспектрального наблюдения. Позволяют такие приспособления укрыться и от систем обнаружения, которые выявляют объекты по тепловому излучению двигателя. О том, как рождалась эта инновация, какие вызовы пришлось преодолеть и какое будущее ждет российские технологии маскировки, победитель в номинации «Рационализатор года» конкурса «Изобретатель года – 2024» Екатерина Васильева рассказала в специальном интервью.

-2

– Что стало главным стимулом при создании Вашего изобретения, камуфляжного снаряжения нового поколения?

– Импульсом стала сама жизнь. Острая потребность в качественном камуфляжном снаряжении сейчас серьезно ощущается на фронте. При этом мне бы не хотелось, чтобы разработка уникальных образцов такого снаряжения связывалась только с моей работой. У нас сейчас сложился творческий коллектив, состоящий не только из рационализаторов и изобретателей, но также из учёных, конструкторов, инженеров, мастеров, своими руками создающих новейшие маскировочные приспособления. Все мы убеждены, что суверенитет любой страны держится на активной позиции граждан. Наша позиция заключается в том, чтобы не на словах, а на деле поддержать Российскую армию, которая встала стеной на пути многочисленных недругов государства. Если более конкретно, то началось все с моего знакомства с волонтерами добровольческого движения «Золотые руки ангела». Несмотря на трудности, они занимаются сбором гуманитарных грузов для улучшения снабжения находящихся на передовой бойцов. Именно они подсказали, какая помощь фронту требуется сейчас от изобретателей, сформулировали техническое задание.

Теория маскировки, проверенная боем

– Можно ли сказать, что в ходе Вашей работы вы совершили настоящий прорыв в сфере применения новейших маскировочных материалов?

– Скорее, мы совершили качественный эволюционный скачок. Средства маскировки, конечно, существовали и применялись всегда. Наша главная заслуга состоит не в изобретении велосипеда, а в его глубокой модернизации и, что является ключевым, в отработке доступной и эффективной технологии изготовления новейших камуфляжных изделий. Удалось досконально разобраться в физических принципах, лежащих в основе маскировки, оптимизировать конструкторские решения, наладить устойчивое снабжение мастеров необходимыми материалами. В результате получилось не просто изделие, а надежный инструмент, который уже сегодня повышает безопасность наших бойцов, позволяет сохранять военную технику на фронте. Эффект – не абстрактная теория, а конкретный вклад в нашу общую победу. Сейчас уже изготовлены и прошли успешное тестирование первые образцы новейшего камуфляжного снаряжения. Организацией его производства заинтересовались специалисты не только в Великом Новгороде, но и в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Петрозаводске, Рязани и в других регионах страны. Мы, как его разработчики, начали сотрудничать с учеными кафедры цифровых технологий и дизайна Хакасского государственного университета и кафедры электроники Ярославского высшего военного училища ПВО.

– Насколько широким, на Ваш взгляд, будет применение этих технологий в будущем?

– За маскировочными комплексами нового поколения стоит огромное будущее. Это именно та область, где технологическое превосходство может позволить перехватить стратегическую инициативу в сражениях. Умение эффективно скрывать технику и личный состав от средств разведки противника – ключ к успеху любой боевой операции. Такие тенденции будут только развиваться, обеспечивая Вооруженным силам России неоспоримое тактическое преимущество.

От лаборатории до конвейера – один шаг

-3

– С какими трудностями вы столкнулись в процессе работы? В какой области они лежали, в технической, организационной, финансовой? И что помогло эти трудности преодолеть?

– Главный вызов лежал не в плоскости создания опытных образцов, а в области их внедрения. В стране до конца не отлажен механизм, который позволял бы быстро и эффективно передавать полезные изобретения от разработчиков на производство и далее – в войска. Нам пока не удалось найти серьезного финансирования для масштабирования проекта. Всё производство держится на энтузиазме добровольческих объединений и пожертвованиях обычных людей, что позволяет нам закупать необходимые материалы.

– Насколько сложно наладить массовое производство Ваших изделий? Что требуется для их массового распространения?

– Спрос на такие маскировочные средства очень высок, что открывает большой потенциал для последующей коммерциализации. Но тут требуются последовательные, системные шаги. Прежде всего – создание специализированной лаборатории, которая смогла бы углубленно изучать современные средства маскировки. Затем – открытие соответствующих профильных кафедр в технических вузах. Это позволит готовить кадры и вести научные исследования, обеспечивая технологический рывок в этой области. Наконец, производство. С технической точки зрения проект реализовать достаточно легко, необходимо привлечь для запуска изделий в серию стандартное швейное производство. У нас для этого полностью готовы все шаблоны, чертежи и технологические карты. Есть и необходимые материалы, их свободно можно приобрести на российском рынке. Стали появляться и первые предприятия, которые выражают готовность освоить выпуск нашей продукции, но лишь при условии решения вопроса с целевым финансированием.

Непростой путь изобретателя

-4

– Чем для вас является изобретательство, это хобби или основная работа? И что, на Ваш взгляд при этом важнее – рождающая идеи «светлая голова», или воплощающие все в конкретных изделиях «умелые руки»?

– Если говорить о конкретном случае, связанном с созданием современных маскировочных материалов, то это был добровольный проект, трудились мы в свободное от работы время. Все было продиктовано нашими убеждениями, так мы понимали выполнение гражданского долга, такой вклад стремились внести в дело нашей общей победы. Что же касается «головы» и «рук», то это две неразделимые части одного целого процесса. В основе новаторства, конечно, всегда лежит новая, интересная идея. Однако она ничего не будет стоить без практической реализации. Без «умелых рук» так и останется лежать просто на бумаге. Природа человека заключается в том, чтобы быть изобретательным. Люди постоянно что–то придумывают и улучшают. У каждого в изобретательстве свой путь, одних вперед толкает точный расчет, других – озарение. В нашем случае это был осознанный и сложный маршрут – расчеты, эксперименты, анализ мирового опыта, бесчисленные пробы и испытания. Кто–то в команде генерировал новые идеи, кто-то, благодаря своему опыту, предлагал решения, которые совершенствовали изделие, делали его все более надежным и технологичным. Путь от абстрактной мысли до готового изделия всегда состоит из ряда промежуточных версий. Порой требовалась смелость, чтобы признать свои ошибки, порой упорство, чтобы продолжать идти дальше, пока не был достигнут требуемый результат.

– Рассчитываете ли вы на финансовую отдачу от этого проекта? В целом, может ли изобретатель в России заработать на жизнь своим трудом?

– Для нашей команды этот проект – форма добровольной помощи Родине. Наша главная прибыль – реальная польза для бойцов. Если же говорить в целом, то изобретательство, безусловно, может быть не только увлечением, но и успешной профессией. История знает множество примеров, когда удачная разработка ложилась в основу крупного бизнеса. Практически все известные технологические компании зарабатывают на жизнь именно изобретательством, постоянно улучшая и предлагая рынку новые решения. Так что потенциал для серьезного дохода есть, и он подтверждается реальными историями успеха.

– Как вы оцениваете нынешнюю организованность сообщества изобретателей в России?

– Организованность любого сообщества зависит от лидеров. Сейчас Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов (ВОИР) возглавляют очень опытные организаторы. Государственная поддержка молодежных проектов сегодня беспрецедентна. Множество студентов и выпускников запускают стартапы благодаря грантам, например, от Фонда содействия инновациям. Так что есть надежда, что при активной государственной поддержке это общество сможет выйти на новые, передовые рубежи. Лучшая рекомендация для успешного внедрения проста: еще на старте нужно тщательно изучить реальную потребность в изобретении и заранее договориться с будущим заказчиком об условиях выпуска. Когда продукт создается под конкретный запрос, его шансы попасть не на полку, а в серию, многократно возрастают.

#ПридуманоЖенщинами #воирфест #воир #МинобрнаукиРоссии #десятилетиенауки #наука #изобретения