Тихий воскресный день 9 октября 2016 года в Красноярске закончился громким убийством. Около дома №93 по Судостроительной улице произошла драка между подростками, в результате которой погиб 13-летний Денис Казанцев.
Всё началось в социальных сетях, где пересекались жизни учеников седьмого класса 45-й школы. Внешне, в стенах учебного заведения, эти подростки особо не конфликтовали. Однако в интернете шла совсем другая жизнь. За несколько дней до трагедии один из семиклассников, Андрей С., разместил на своей личной странице оскорбительный пост в адрес одной из учительниц, которая накануне поставила ему «двойку».
Как выяснилось, эта учительница была матерью одноклассника Андрея. Её сын, Антон, не смог оставить это без внимания. Он ответил, и вскоре в комментариях разгорелся непечатный спор, который подхватили другие подростки.
«Приходите, разберемся»
Спор свелся в обсуждения аниме и компьютерных игр, но и там участники не сошлись во мнениях. В итоге Антон стал оскорблять уже родителей Андрея, что и привело к кульминации виртуального противостояния.
«Приходите, разберемся», — такое предложение Андрей и его друг выдвинули своим оппонентам. Они позвали одноклассников на очную ставку в воскресенье. Те, в свою очередь, решили не идти одни и для поддержки взяли с собой бывшего одноклассника Дениса Казанцева.
Парень учился с ними раньше, но пару лет назад перешел в спортивный класс другой школы. Никто тогда не мог предположить, что эта «поддержка» обернется для него гибелью. Денис получил один удар ножом, который стал смертельным.
По словам очевидцев, удар, нанесенный Андреем, предназначался другому подростку. Но тот мальчишка увернулся, а Денис оказался на пути.
«Я вообще ничего об этом не знала»
В этой истории особая роль досталась той самой учительнице, с оскорбительного поста в чей адрес и начался конфликт. Будучи также матерью одного из участников ссоры, она оказалась в двойном положении. На звонок журналиста она ответила уставшим голосом, находясь, судя по всему, в состоянии глубокого стресса.
– Мне звонят целый день, – поделилась она. – Целый день! Я устала. Поймите, я вообще ничего об этом не знаю. Они же ничего не говорили вслух!
Эти слова красноречиво свидетельствуют о том, насколько разрозненными могут быть жизни детей в реальности и в интернете. Конфликт, который кипел на страницах в соцсетях, остался совершенно незамеченным для взрослых, которые в силу своих профессиональных и родительских обязанностей должны были его предотвратить.
Учительница была вынуждена узнать о причинах трагедии постфактум, когда изменить уже ничего было нельзя.
«Еще в пятницу был на тренировке, а в воскресенье всё»
Денис Казанцев был не просто школьником, парень играл в регби в школе при профессиональной красноярской команде «Енисей-СТМ». Его тренер, Виктор Кравченко, с горечью вспоминает о своем воспитаннике.
– Мальчишка как мальчишка, всякое у него могло быть, – рассказывал Кравченко. – Главное, что никто никогда его силком не тащил на тренировки, он с огромным желанием ходил, сам. Если и пропустит когда, редко-редко, так по болезни, а больше никогда.
Тренер отметил спортивные амбиции Дениса и его переживания из-за неудач:
– В прошлом году ездил с нами на российские соревнования, в этом году тоже готовился, но немного не дотянул: по физической подготовке у него все отлично, но немного не хватило игровых качеств. Переживал, я видел это, но старался сильно не показывать.
Виктор также рассказал о семье парня:
– Брат у него есть старший и совсем маленький братишка, которому полгода. Это шок. Вот, в пятницу он еще был на тренировке, а в воскресенье – все.
«Денис, держись, сейчас врачи приедут»
Для матери Дениса, Анны Александровны, произошедшее стало ударом, от которого невозможно оправиться. Впервые, по ее собственным словам, она погрузилась в чтение лент соцсетей, пытаясь найти ответы на мучившие ее вопросы.
– Говорят, этот парень, который Дениса убил, в соцсети где-то что-то написал оскорбительное про меня, про других родителей, про учительницу, – говорила она. – Я ничего этого не знала, даже не подозревала до сегодняшнего дня.
Самым страшным для нее стали воспоминания о моменте, когда она выбежала во двор:
– Когда я выбежала во двор, увидела, что друг Дениса Леша сидит на земле, и у него на коленях лежит Денис. Леша зажимал рану, пытался кровь остановить. Убийца сидел рядом, забитый, как собака, с несчастными глазами, боялся, что его будут бить. Ребята караулили, чтобы он не убежал.
Как и любая мать, она до последнего цеплялась за надежду. Все надеялась, что сына можно спасти:
– Нам показалось, что у него есть пульс, мы какую-то надежду себе построили. Приехала скорая, на месте минут 20 боролись врачи. Потом доктор вышла, сказала – крепитесь. Я спросила - как вы не спасли нашего ребенка, он же молоденький! А она отвечает: он уже мертвый был. Вот, он уже был не живой, а я кричала ему – Денис, держись, сейчас врач приедет!
В ее словах — портрет сына, каким он останется в ее памяти: любимец девочек, спортсмен, хороший ученик и друг:
– Денис девочкам нравился, медалей спортивных посмотрите сколько, да и грамот за учебу. Он все умел, способный был, весь мир хотел покорить. Парень добрый, детей любил, собак. Вот, собака у нас домашняя, она глухая, а он сумел ее воспитать, лапу научил подавать. В бассейн ходил с братом старшим. А теперь нет. Отняли его у меня.
«Мне кажется, мать сама его боялась»
Личность второго главного участника трагедии, 13-летнего Андрея С., выглядит неоднозначной и вызывает много вопросов. О нем говорили разное: с одной стороны, он характеризовался как способный ученик, отличник, имевший талант к иностранным языкам.
С другой стороны, его виртуальная жизнь рисовала совсем иную картину. На своей странице в социальной сети он часто размещал ультраправую символику и представлялся как «Тони Киллер».
Соседи отзывались о нем как о ребенке с тяжелым характером. Жительница дома, возле которого все произошло, Ирина, поделилась своими наблюдениями.
– Андрей сложный, так скажем, парень, – рассказывала она. – Чуть ни с 6 лет ходил с ножом. Очень агрессивный, любые замечания воспринимались в штыки. Мама всегда сидела на лавочке с семечками, с ней разговаривать было бесполезно. Мне кажется, она и сама его боялась. Он всегда гулял с какими-то ножами, палками, постоянно какие-то стычки с детьми, и это с самого маленького возраста!
Одноклассники Андрея в реальности говорят очень мало, но в интернете оставили сотни комментариев, которые теперь стали частью материалов следствия. Одна из пользовательниц, Виктория, так описала развитие конфликта:
– Tony Killer – Андрей, вообще сначала начал спорить из-за аниме с погибшим, ну и Денис сказал, что аниме, по которому он сохнет – ерунда. А тот в свою очередь обозвал его маму всяко-разно. Убийца раскрутил нож, и воткнул. После чего все побежали за бинтами в школу, а Денис пробежав пару метров, завалился на землю. Мальчики останавливали кровь. Убийце 13, через два месяца, в декабре, будет 14.
Суд без приговора
Что будет дальше с подростком, совершившим убийство, стало известно 1 декабря 2016 года. Поскольку на момент преступления Андрею было 13 лет, и он не достиг возраста уголовной ответственности, уголовное дело в его отношении возбуждено не было. Однако суд признал, что оставлять всё как есть — невозможно.
В ходе заседания было установлено, что Андрей явно нуждается в «коррекции». Следователи дали ему следующую характеристику:
– У парня не полностью сформированы моральные и этические нормы поведения, отсутствует уважение к взрослым и учителям. Он разделяет всех на друзей и врагов, плохо контактирует с одноклассниками. Регулярно совершает проступки: портит вещи сверстников, грубит педагогам.
На основании этого суд постановил направить Андрея на два года в закрытую спецшколу. Мать погибшего Дениса, Анна Александровна, прокомментировала это решение в разговоре с корреспондентами.
– Мне сейчас подруга позвонила, обо всем рассказала, – поделилась она. – Два года в спецшколе, пусть хоть так. Изолировать-то его надо. Не знаю, что с ним в 18 лет будет. Мне очевидцы рассказывали: когда Денис умирал, он стоял и улыбался. Ему явно это понравилось.
По материалам «КП»-Красноярск