День девятнадцатый. 16.07.2025
Сегодня наш путь лежит в сторону каньона Баянзаг, знаменитых «Пылающих скал». После Баянзага доехали до города Даланзадгада, нотам долго не задержались и двинулись на север. Где и заночевали в пустыне на полпути до города Мандалговь.
Продолжение. Предыдущая часть тут:
Подъем в 7.20. Собирались что-то долго, выехали только в 10. Утро началось жарким, на улице + 33. После того как мы позавтракали и собирали палатки, мотоциклист погнал стало коров мимо нас к водопою. Телятки и коровы очень любопытствовали не столько нами, сколько собачкой Юсей (боксер) - они останавливались и смотрели на неё. Собака тоже проявляла любопытство, но поводок не отпускал её к близкому знакомству с животинками. Проводив стадо, мы собрали лагерь и двинулись в путь.
О нашей стоянки 88 км до каньона Баянзаг, он же «Огненные скалы». Опять грейдеры в степи, но едем почти по прямой.
Вначале дорога привела нас в посёлок Булган. Здесь мы, традиционно зашли в магазин. Взяли холодного пива. В посёлке встретили много европейцев – тут, похоже, какая то перевалочная база для экскурсионных групп. Сразу скажу, что попасть в Баянзаг можно только на собственном (арендованном) автомобиле или в составе экскурсионной группы. Общественного транспорта здесь нет и в помине. А в Булгане, местном «центре цивилизации» есть несколько магазинов и кафе.
Отель, вроде, тоже есть.
От Булгана до Баянзага остается 15 километров. Грейдер широкий, хорошо наезженный.
В 13.50 приехали к каньону Баянзаг. Дорога по которой вел нас навигатор, оказалось перегорожена. Да и весь периметр огорожен врытыми примерно через метр столбиками.
Пешком пройти можно, можно и на мотоцикле проехать, но на машине никак. Пришлось искать официальный въезд. Посещение Баянзага платное – по 10000 тугриков с человека. Вход открыт с 8 до 22. Координаты официального въезда в каньон и информационного центра: N 44° 07.230' E 103° 42.970'
Что же такое, это каньон Баянзаг?
Название «Огненные скалы» было дано американским палеонтологом Роем Чепменом Эндрюсом, исследовавшим этот район в 1920-х годах, из-за невероятного красно-оранжевого цвета песчаника. На рассвете и закате, под лучами солнца, скалы будто загораются алым и золотым пламенем, создавая захватывающую дух картину огненного моря. Монгольское же название «Баянзаг» означает «богатый саксаулом» — из-за колючего кустарника, который здесь растёт и служит пищей для верблюдов. Есть иное название — Улаан Эрэк, что означает «красные скалы».
Оно созвучно тому, как из-за ярко-оранжевой породы скал назвал это место Рой Эндрюс — «Flaming Cliffs» — «Пылающие скалы». Говорят, что ночью (а в безоблачные ночи здесь невероятно звёздное небо), а силуэты скал выглядят ещё более загадочно. Но не знаю, сам не видел. Ночевать в Баянзаге мы не оставались.
Баянзаг — это не только потрясающий пейзаж, но и один из важнейших палеонтологических памятников мира. Здесь в 1923 году экспедиция Эндрюса обнаружила:
- Первые в мире окаменелые яйца динозавров (теропода овираптора).
- Останки велоцирапторов и других хищных динозавров.
- Кости древних млекопитающих, живших 60–80 млн лет назад.
Позже, в 1940-х годах, здесь работала советская экспедиция под руководством известного ученого и писателя-фантаста Ивана Ефремова. В этих местах были обнаружены такие уникальные находки, как сцепившиеся динозавры и их полные скелеты. За прошедшее столетие урочище подверглось интенсивным раскопкам, а обнаруженные кости, как это обычно бывает, разлетелись по всему миру, осев в музеях Европы, России и Америки. К ХХI веку в Монголии было обнаружено около 80 полных скелетов динозавров 60-ти видов, что составляет значительную часть от всех находок подобных артефактов, сделанных когда-либо в мире.
В целом, Монголия – настоящий палеонтологический Клондайк. Сухой и жаркий климат способствует прекрасной сохранности останков, а постоянная эрозия почвы из-за сильных ветров регулярно выносит их на поверхность. Поэтому вероятность обнаружить древний коготь или позвонок достаточно высока. Кстати, так на всякий случай, вывозить кости и яйца динозавров из Монголии строго запрещено под угрозой крупных штрафов.
От въезда нужно будет ещё несколько километров проехать по степи до парковки у каньона. Дорога внутри охраняемого периметра, по прежнему, неровная монгольская «гребёнка». Едем. И вдруг впереди замаячили фигурки верблюдов.
Мы особо не удивились, но подумалось: ну надо же, и тут верблюды. Но что-то было не так – издалека казалось, будто верблюды застыли и совершенно не двигаются. Приблизились к каравану, и загадка разрешилась – это оказались не живые животные, а каменные памятники, искусно выполненные статуи. Координаты памятника каравану верблюдов: N 44° 08.050' E 103° 43.200'.
Именно в этой местности, в период между XVIII и началом XX веков, пролегал легендарный «Чайный путь» — важнейшая артерия торговли между Китаем и Европой. По этому маршруту, простиравшемуся на колоссальные 12 000 километров от южного Чжоу до Санкт-Петербурга, шли тысячи верблюдов. Длинные караваны, груженные товарами для китайских, русских и ближневосточных купцов, пересекали необъятные монгольские степи. Этот исторический коридор до сих пор используется для доставки продуктов питания и товаров первой необходимости в Монголию.
По «Чайному пути» следовал и караван, доставлявший припасы и топливо для Центрально-Азиатской экспедиции Роя Чепмена Эндрюса. Именно эта экспедиция в начале 1920-х годов совершила эпохальное открытие в Гоби, на территории Баянзаг аймака Умнеговь, обнаружив первые окаменелые яйца динозавров.
Верблюды медленно бредут по ровной пустыне.
Однако издалека сложно различить само урочище, где были впервые найдены яйца динозавров и останки велоцираптора. Оказывается, пустынное плато плавно переходит в Нэмэгтийнскую впадину. Здесь, под действием ветра, обнажаются оранжевые песчаники и плотные глины, хранящие следы доисторических находок.
Это место, по сути, является гигантским палеонтологическим захоронением, которое позднее привлекло и древних людей, оставивших здесь множество стоянок. Вероятно, когда-то здесь было озеро или остатки древнего моря, служившего магнитом как для рептилий, так и для первых поселенцев. Стоя на краю плато, легко представить морской берег, устремляя взгляд в кристально чистые водные дали.
Проехав еще около километра, мы оставили автомобиль на специально оборудованной парковке (координаты - N 44° 8.150' E 103° 43.707').
У входа расположены сувенирные лавки с местными изделиями и камнями, а также кафе, предлагающее мороженое, холодный чай или кофе.
Далее путь лежал пешком по тропе, где установлены мостки и смотровые площадки. В отчетах конца 2010-х годов упоминается, что ранее туристы могли подъезжать прямо к краю уступа на машинах, но сейчас это уже невозможно – и, вероятно, это правильное решение. Автомобили разрушали песчаные утесы; они ведь довольно хрупкие – песчаники и глины разрушаются ветровой эрозией, а во время редких ливневых дождей размываются текущими водами.
По каньону мы бродили чуть больше часа. Но размеры каньона опять же не столь внушительны. За это время мы прошли все пешеходное помосты, побывали на всех смотровых площадках, и даже спустились вниз в конце каньона и потом поднялись обратно наверх.
По изысканности и вычурности архитектурным, внешней привлекательности Баянзаг, несомненно, уступает каньону Хэрмен-Цав. Так что, чтобы не испортить впечатление от Банзага, то лучше вначале посмотреть «пылающие скалы». А потом уже ехать в Хэрмен-Цав. У нас же вышло наоборот, что несколько стушевало восторги от Баянзага.
Солнце палило нещадно, было весьма жарко. Когда мы поднялись обратно на уступ, с нас градом лился пот. А вот воды мы с собой на прогулку не взяли. Выручили австрийцы, группа из четырех человек. Когда мы запыхавшиеся поднялись на уступ, где как раз они стояли, европейцы, наблюдающие за нашими мучениями, тут же предложили нам бутылку воды. За что им отдельное спасибо. Потом немного пообщались с этими туристами; они в составе коммерческой группы путешествуют на джипе по Монголии.
Вышли из каньона в 15.20. Уселись в машину, врубили кондиционер посильнее, чтобы охладиться. И поехали в Даланзадгад. Грейдер тут хороший: широкой и достаточно ровный, покрытый галькой среднего размера. Местами гнали по 80-90 км\ч, только пыль столбом за нашими машинами.
Даланзадгад, город крупный. Здесь мы опять же заправили машины; посетили супермаркет.
Леша с Юлей искали банк, чтобы поменять валюту на тугрики: у них уже заканчивалась монгольские деньги. Но банк все ещё не работал – длинные монгольские выходные пока что не закончились. А я купил в магазине автозапчастей антифриз – по чуть-чуть, но он куда-то уходил из расширительного бачка Дастера. Нужно было долить.
Выехали из города Даланзадгад, пошли по трассе на север. Ехать приятно, здесь отличный асфальт.
Проехали 125 километров и за посёлком Цогт-Ово, свернули на грунтовку, углубившись в степь, подальше от трассы. Через несколько километров нашли удобную долинку, между двух рядом невысоких холмов, где и расположились на ночлег. Вот только поднявшийся сильный ветер, не давал возможности поставить палатки, выдирал полотнище из рук и грозил сломать дуги. Вначале, общими усилиями, вчетвером, поставили нашу небольшую палатку. Оттянув оттяжки не только за колышки, но и за большие камни. Устроились там в тамбуре вчетвером на ужин, как говорится в тесноте, но не в обиде.
А когда ближе к полуночи ветер утих, поставили и большую кемпинговую палатку ребят.
Отбой в 0.30.
Продолжение следует:
Начало повествования:
- Если статья вам понравилась и вызвала положительные эмоции, ставьте лайки и подписывайтесь на канал!
- Буду рад всем посетителям!