Найти в Дзене

Цифровые двойники умерших: как "голос из прошлого" разводит на деньги

Мошенники не гнушаются использовать цифровых двойников умерших людей. Эта технология должна была помогать пережить утрату, но всё чаще становится инструментом обмана. Эксперты фиксируют: в России такие случаи уже приобрели массовый характер. Как именно мошенники используют цифровые копии и почему это угрожает каждому, расскажет Александр Ельшевский.

Нейросети, способные воссоздать голос, мимику и даже привычные выражения умершего человека, изначально создавались для психологической поддержки. Родные могли виртуально «пообщаться» с теми, кого уже нет рядом. Кроме того, при помощи подобного можно было делать виртуальные слепки известных людей. Даже не имея видеозаписей, по одним лишь портретам можно оживить изображение, а нейросеть синхронизирует мимику с текстом, который генерируется на основе загруженных данных – переписки или произведений.

Уже есть проекты, где известные писатели и исторические личности говорят и отвечают на вопросы. Вот, к примеру, Лев Толстой говорит о том, почему бросил университет.

"Я был молод и сомневался в устоявшихся порядках, искал живого знания, а натыкался лишь на мертвенные строчки..."

Но, как это часто бывает, технология быстро оказалась в руках злоумышленников. В Центре цифровой экспертизы Роскачества отмечают: главная цель мошенников – уязвимые люди, переживающие потерю. Или те, кто не знает, что человека уже нет, и могут принять созданный фейк за старого знакомого. Подделка может «попросить» о деньгах, предложить нажать на ссылку или даже согласиться от лица умершего на оформление микрозайма.

Впрочем, ТАСС в пресс-службе Центра биометрических технологий заявили, что получить микрозайм с помощью "цифровой копии" человека невозможно. В РФ не существует сервиса, который позволяет провести такую операцию.

Но опасность для обычных граждан все равно велика, ведь проверить подлинность такого «сообщения» невозможно: жертва видит знакомое лицо, слышит голос и не подозревает подвоха.

Аналогичные приёмы преступники используют и в живых дипфейк-атаках. Ещё недавно в мессенджерах гуляли «видеокружки» – короткие ролики без звука и в низком качестве. Так скрывались огрехи синтеза. Сегодня технологии шагнули дальше. Особенно тревожно звучат истории о клонированных голосах. Достаточно нескольких записей – например, с автоответчика, или голосовых сообщений со взломанного аккаунта – и нейросеть создаёт копию тембра и интонации.

Вот реальная история. Послушайте голос настоящего человека и фейк, который сделали мошенники.

"Меня взломали и стали рассылать, причем изучили, как именно и к кому обращаться".

Проснувшись ночью или прослушивая сообщение на ходу, человек почти не замечает подвоха. Мошенники пользуются этим эффектом: они взламывают аккаунты, изучают стиль общения, а затем массово рассылают подделки.

Жертвами становятся и блогеры. Их видео и аудио скачивают целиком, затем собирают «новые обращения» к подписчикам.

"Я смотрю, кто-то выкачивает мои видео, они вышли на новый уровень".

Чтобы создать реалистичный дипфейк-видеоролик, преступникам нужны сотни изображений жертвы. Но для голоса – всего пара минут записи. Иногда результат получается «рваным», поэтому аферисты маскируют дефекты низким качеством картинки или короткими фразами.

Но мошенники понимают: массовость компенсирует недочёты. Чем больше жертв получат подделку, тем выше шанс на успех.

Эксперты предупреждают: самая надёжная защита – критическое мышление. Если пришло сообщение от близкого – перезвоните по сохранённому номеру, задайте вопрос, который знаете только вы. Не переводите деньги без личного подтверждения. И никогда не доверяйте «голосу из прошлого» в мессенджере. Поддельные голоса, видеокружки и цифровые двойники становятся новым инструментом обмана. Вчера это выглядело как эксперимент, а сегодня – как массовое явление.

Если хотите быть на шаг впереди мошенников, подписывайтесь на мой телеграм-канал «Без обмана», там я вместе с экспертами борюсь за здравый смысл и разбираю фейки, отделяя реальные угрозы от инфошума. Телеграм-канал «Без обмана», во всех поисковиках – первой строчкой; пишите название и мою фамилию. Логотип – с "елочкой".