Найти в Дзене
РЕН ТВ

Суэцкий кризис-2? Почему Россия начала переговоры с Египтом по каналу, за который бодались Британия и Франция

Оглавление
Фото: © www.globallookpress/ Ahmed Gomaa
Фото: © www.globallookpress/ Ahmed Gomaa

Конечно, все слышали про Суэцкий канал. Но не все понимают, насколько он важен для всего человечества. Показательная история произошла весной 2021 года.

Тогда огромный сухогруз на шесть дней полностью заблокировал движение по водной артерии. И каждые сутки ущерб для мировой экономики составлял 10 миллиардов долларов.

Цены на некоторые товары и перевозки резко подскочили. Сейчас администрация Суэцкого канала хочет заключить договор о партнерстве с Россией.

Речь идет о возведении новой инфраструктуры вокруг водного пути между Средиземным и Красным морем. Современные порты, контейнерные терминалы, автотрассы – в одиночку Египет не осилит такое масштабное и дорогое строительство.

Ранее Москва и Каир уже подписали соглашение о создании рядом с Суэцким каналом особой промышленной зоны для российских предприятий.

Чем выгодны эти проекты для обеих стран? Почему бюджет Египта терпит колоссальные убытки из-за своей судоходной магистрали? Какие тайны этой важной водной артерии не дают покоя ученым?

Как вышло, что статуя Свободы едва не стала символом Суэцкого канала? Об этом рассказали в программе "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

Почему бюджет Египта терпит убытки из-за Суэцкого канала

Почти 10 миллиардов долларов ежегодно – такой доход получал Египет от эксплуатации Суэцкого канала несколько лет назад. Больше страна зарабатывала только на туризме.

Но осенью 2023-го золотые времена закончились. Виной всему – очередная эскалация арабо-израильского конфликта.

С тех пор йеменские хуситы регулярно обстреливают торговые суда, которые следуют через Красное море к Суэцкому каналу или в обратном направлении.

ФОТО: Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ
ФОТО: Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ

"Лидеры военных группировок утверждают, что они атакуют только корабли либо США, либо Израиля, либо связанных с ним государств.

Но это не так, просто потому что не удастся попасть так точно в какой-то отдельный корабль.

И когда идет обстрел, страдают не только корабли США и Израиля, но и других стран", – объяснил кандидат политических наук, доцент кафедры политологии Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрий Журавлев.

Из-за этого многие логистические компании отказались от перевозок по Суэцкому каналу и выбирают альтернативные маршруты. А бюджет Египта терпит огромные убытки – до 800 миллионов долларов в месяц.

За что египтяне благодарны Хрущеву

Поэтому для реализации больших проектов по развитию экономики срочно требуются партнеры. Одним из ключевых, по всей видимости, станет Россия.

Минувшей весной возобновились переговоры о создании особой экономической зоны возле Порт-Саида – северной точки входа в Суэцкий канал.

"Договор между нашими странами заключен семь лет назад, но недавно Египет передал земельные участки, на которых будут построены цеха машиностроительных предприятий.

Российские компании будут освобождены от пошлин на три года. Также египтяне обсуждают совместные проекты по обслуживанию Суэцкого канала. Для нас это будет означать снижение пошлин на перевозке.

А кроме того, очень важно для самих египтян то, что наши суда свободно проходят через канал и через Ормузский пролив, так как хуситы их не трогают", – рассказал политолог Журавлев.

Каир неслучайно сделал такое перспективное предложение именно Москве. Египетские власти прекрасно помнят, кто 70 лет назад помог им вернуть контроль над судоходной артерией. Это был советский лидер Никита Хрущёв.

ФОТО: Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ
ФОТО: Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ

"В 1956 году правительство Египта под руководством (Гамаля Абдель) Насера национализировало Суэцкий канал.

И все поступления от прохода по нему стали приходить в бюджет Египта", – отметил кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрий Морковкин.

В то время арабская страна хоть и получила независимость, еще не освободилась от влияния бывшей метрополии – Великобритании.

Англичане получали многомиллионные доходы от Суэцкого канала и не собирались так легко от них отказываться. Лондон заручился поддержкой французов и израильтян.

Их совместные войска высадились в Порт-Саиде и на Синае. Но тут вмешался Советский Союз.

ФОТО: Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ
ФОТО: Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ

"Советский Союз вынес решение, что раз Суэцкий канал по сути дела территориально принадлежит Египту, то Франция и Британия никоим образом не могут претендовать и должны прекратить всяческое давление и вывести свои войска", – пояснила политолог Инна Литвиненко.

Никита Хрущёв предупредил правительство Королевства: если Британия не остановит операцию, то СССР окажет североафриканскому союзнику военную помощь. Позицию Москвы поддержали в Вашингтоне.

Англичане решили не обострять отношения с супердержавами и отказались от претензий на Суэцкий канал.

Почему Наполеон отказался строить Суэцкий канал

Но почему в конфликт между Британией и Египтом ввязались французы? Долгое время транспортная магистраль была совместным предприятием двух европейских стран.

Грандиозный проект воплотил жизнь потомок старинного аристократического рода, дипломат и предприниматель Фердинанд Лессепс. Журналисты называли его "объединителем Европы и Азии" и даже "Новым Прометеем".

"Суэцкий канал для него был не только грандиозной стройкой и реализацией собственных идей, а еще и возможностью действительно войти в историю.

Да, Суэцкий канал на конец XIX века был величайшим открытием, которое позволило сэкономить триллионы долларов", – отметила политолог Литвиненко.

В 1854 году Лессепс предложил египетскому правителю Мухаммеду Саид-паше построить "искусственный Босфор" через Суэцкий перешеек.

Идея была не нова – первые каналы появились в Египте вскоре после возведения пирамид примерно четыре тысячи лет назад.

"Античные авторы сообщают, что первыми соединить правый рукав Нила и Красное море попытались фиванские фараоны эпохи Древнего Царства", – рассказал ведущий программы Олег Шишкин.

Десятки веков спустя остатками древних сооружений заинтересовался Наполеон – во время своего Египетского похода. Полководцу пришла в голову мысль прорыть судоходный канал между двумя морями.

Он сократил бы торговый путь из Европы в Азию в десятки раз. Чтобы попасть из той же Франции в Индию, корабли в то время плыли через мыс Доброй Надежды и огибали всю Африку.

"Когда Наполеон был в Египте, он заинтересовался возможностью строительства подобного канала. Дал команду рассчитать параметры и затраты, необходимые для его строительства.

Но потом Наполеон из Египта уехал, занялся французскими и европейскими проблемами. Ему было уже не до Египта, хотя мечта о завоевании Индии Наполеона не оставляла никогда.

И когда ему наконец передали расчет и проект, он сказал: это великое дело, но я его осуществить не в силах", – поделился подробностями доцент Журавлев.

Сколько людей погибли при строительстве Суэцкого канала

А вот Фердинанд Лессепс не спасовал перед трудностями. Он убедил Саид-пашу, что канал принесет огромную пользу.

Добился одобрения турецкого султана – ведь тогда Египет был частью османской империи. Но тут воспротивились англичане.

"Главным противником строительства Суэцкого канала выступала Великобритания, которая в те годы контролировала путь из Европы в Индию через мыс Доброй Надежды.

В случае открытия канала он стал бы доступен для малотоннажных судов Германии, Испании, Голландии и Франции, которые составили бы серьезную конкуренцию Англии в мировой торговле", – подчеркнул ведущий программы.

В конце концов вопрос уладили и с британцами – бешеная энергия Лессепса сметала все препятствия. Правда, проложить канал за то время, на которое он рассчитывал, не получилось.

Вместо шести запланированных лет, работы затянулись на десять. Люди трудились в адских условиях, в пустыне под палящим солнцем, мучаясь от жажды. По разным данным, жертвами "стройки века" стали от 20 до 120 тысяч человек.

ФОТО: Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ
ФОТО: Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ

"Основные работы на Суэцком канале производились египтянами, которых набирали принудительно по 60 тысяч человек в месяц. Многие из них погибли от непосильного труда и эпидемии", – поведал Олег Шишкин.

Как статуя Свободы едва не стала символом Суэцкого канала

Новую водную магистраль длиной 190 километров открывали в ноябре 1869 года. С большой помпой. До этого в Египет никогда не приезжало столько коронованных особ, а также знаменитых писателей, поэтов, художников.

Специально к эпохальному событию в Каире построили музыкальный театр – и заказали композитору Джузеппе Верди оперу "Аида".

А возле Порт-Саида собирались установить статую Свободы. В первоначальном варианте монумент назывался: "Египет, несущий свет в Азию".

ФОТО: Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ
ФОТО: Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ

"Французский скульптор (Фредерик Огюст) Бартольди предложил этот проект Египту еще в ходе строительства канала. Статуя должна была открывать канал. Эта идея египтянам очень понравилась.

Но потом они посчитали, и паша отказался от этого проекта, потому что упаковка и установка статуи стоила очень дорого. Египет был в тот момент довольно беден, и паша не решился на такие траты.

Тогда Бартольди переделал свой проект, и она превратилась во всемирно известную статую Свободы и уехала в Нью-Йорк", – рассказал Дмитрий Журавлев.

Права на Суэцкий канал поделили Франция и Египет в пропорции 52% на 44% акций. Еще 3% достались другим странам. Новое сооружение не сразу стало приносить баснословную прибыль.

Торговым компаниям нужно было время, чтобы перестроить маршруты. А египетскому правителю срочно требовались деньги. И вскоре после открытия канала он продал свой пакет ценных бумаг англичанам.

Так Египет до середины XX века потерял контроль над частью собственной территории.

"Спросите у любого туриста или обывателя, какую еще североафриканскую страну он вам назовет, кроме Египта, известную не только благодаря своим пирамидам, туризму и прочим удовольствиям, а в первую очередь в политическом плане.

Именно благодаря Суэцкому каналу, поддержке Советского Союза, оказанной вовремя, Египет смог начать политически влиять на мировой арене", – обратила внимание политолог Литвиненко.

ФОТО: Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ
ФОТО: Кадр из программы "Загадки человечества", РЕН ТВ

За 150 лет с момента открытия гидротехническое сооружение сильно изменилось. Глубину и ширину канала увеличили более чем в три раза.

А десять лет назад на некоторых участках открыли параллельное русло – чтобы суда могли одновременно двигаться в разные стороны и не мешать друг другу.

Несмотря на проблемы с хуситами, через Суэцкий канал до сих пор проходит около 9% всех логистических путей в мировой торговле. В первую очередь это перевозка нефти, нефтепродуктов и сжиженного природного газа.