Конечно, я подозревала, что информации на курсе для экскурсоводов будет много... Но что СТОЛЬКО?! А «СТОЛЬКО» потому, что когда ты иногородний человек, который постепенно «акклиматизируется» в условиях нового для себя города и региона, то у тебя нет даже того «багажа», которым может похвастаться любой иркутянин лет десяти. Но за что боролась, на то и напоролась ;-) Хотела интенсив? Держи!
О том, почему я решила обучиться на экскурсовода, тут 👇
Меня зовут Анна. Переезд в Иркутск вдохновил на блог. Пишу о событиях и местах, где бывала лично. Подписывайтесь!
Я сейчас иду семимильными шагами по истории города, его культурным особенностям, ключевым персоналиям. Лекции преподавателей Иркутского государственного университета и самостоятельное изучение дополнительных материалов, которые присылает куратор, готовят меня к предстоящим тестированию и защите проекта.
Я должна разработать технологическую карту экскурсии и прописать весь контент. Это может быть какая-то «классическая» экскурсия (Иркутск обзорный, Иркутск деревянный, Иркутск литературный и пр.) или авторская (с нуля и без готовых шаблонов). Угадайте, какую я выбрала? :-)
Технологическая карта экскурсии (методическая разработка) — это документ, который определяет логическую последовательность осмотра достопримечательных объектов на маршруте. Он включает пространственно-временные характеристики отдельных этапов экскурсии (продолжительность, протяжённость, месторасположение остановок, точек обзора и пр.) и основные творческие задачи экскурсовода на каждом этапе.
А пока оставлю свои студенческие мучения при себе, буду наслаждаться ими в одиночку 🤣
Тут же напишу в целом о развитии экскурсионного направления деятельности в Иркутске. На эту тему меня вдохновила первая лекция к. и. н., доцента, зампредседателя аттестационной комиссии гидов-экскурсоводов Агентства по туризму Иркутской области Марины Валерьевны Кузнецовой. Лекция называлась «Историческое краеведение как основа экскурсоведения».
Марина Валерьевна рассказала о вопросе актуальности темы декабристов, который был поднят на забайкальской конференции, которую она посетила в этом году. И лектор отметила, что сейчас на декабристов смотрят, прежде всего, как на реформаторов, преобразователей. И для жителей Сибири важно влияние декабристов на развитие культуры – образование, театральная жизнь, музыка, литература, садоводство и... экскурсоведение.
Вдохновение написать эту статью пришло на фразе лектора:
Первые экскурсии в Восточной Сибири проводили декабристы.
Декабристы — участники российского антиправительственного движения, дворяне, члены различных тайных обществ второй половины 1810-х — первой половины 1820-х годов, организовавшие восстание (бунт) 14 (26) декабря 1825 года и получившие название по месяцу восстания.
Будучи государственными преступниками, декабристы не имели права преподавать в официальных образовательных заведениях, но они преподавали частным образом. И экскурсионный метод они часто использовали в своей педагогической деятельности. Это было очень прогрессивно для того времени. И теперь мы активно пользуемся плодами их деятельности.
Являясь образованнейшими людьми своего времени, декабристы были в курсе новейших открытий русской и мировой науки. Они хорошо знали европейскую политическую, экономическую и философскую литературу.
Позже декабристы просвещали население, создавая собственные образовательные учреждения. Их деятельность была направлена на подъём культурного уровня народа, воспитание нового поколения, способного в будущем развернуть борьбу с самодержавно-крепостническим строем.
О просветительской деятельности декабристов мне понравилась эта статья 👇
Если интересно посмотреть на портреты декабристов, то найдёте их здесь 👇
Сюда хочется добавить стихотворение поэта-декабриста Кондратия Рылеева, отражающее внутренний мир реформаторски настроенного человека (поэзию Рылеева декабристы продвигали в массы):
***
Я ль буду в роковое время
Позорить гражданина сан
И подражать тебе, изнеженное племя
Переродившихся славян?
Нет, не способен я в объятьях сладострастья,
В постыдной праздности влачить свой век младой
И изнывать кипящею душой
Под тяжким игом самовластья.
Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,
Постигнуть не хотят предназначенье века
И не готовятся для будущей борьбы
За угнетённую свободу человека.
Пусть с хладною душой бросают хладный взор
На бедствия своей отчизны
И не читают в них грядущий свой позор
И справедливые потомков укоризны.
Они раскаются, когда народ, восстав,
Застанет их в объятьях праздной неги
И, в бурном мятеже ища свободных прав,
В них не найдёт ни Брута, ни Риеги.
© К. Ф. Рылеев, «Гражданин» (1824)
Отмечу, что тема вклада декабристов в развитие культуры страны актуальна не только тут, в Восточной Сибири.
Например, 14–17 декабря 2025 года в другом конце страны – в Санкт-Петербурге – запланирована международная научная конференция «Декабристы в исторической судьбе России: к 200-летию выступления на Сенатской площади (1825–2025)». Организуют масштабное мероприятие Санкт-Петербургский институт истории РАН и Государственный Эрмитаж. Уверена, что иркутяне на конференции тоже будут.
Самое ранее упоминание экскурсионного формата работы с аудиторией в Иркутске нашла от 1891 года.
Тогда первые выезды учащейся молодёжи были прогулочными. В 1891 году ученики Губернской гимназии дважды выезжали на городские сенокосные луга по дороге в Максимовщину в сопровождении военного оркестра. Проведя весь день на природе, ученики отдохнули на свежем воздухе, перекусили и выполнили несколько строевых упражнений. Отдохнувшие, с прекрасными впечатлениями от красивейших мест окрестностей Иркутска, ученики и их сопровождающие вечером возвратились в город.
Можно сказать, это был формат сельской экскурсии с рекреационными задачами.
Стоит отметить вклад в расширение экскурсоводческой деятельности генерала Восточной Сибири Александра Горемыкина.
Александр Дмитриевич Горемыкин (1832–1904) занимался развитием внутреннего сообщения между уездами и городами, строительством новых трактов и открытием водных путей, созданием переселенческого комитета для оказания помощи переселенцам из Европейской России на Дальний Восток, содействием строительству Транссиба и участием в испытаниях железнодорожного моста через Иркут. Он был в числе тех, кто встречал первый поезд в Иркутске.
В 1892 году генерал-губернатор Восточной Сибири Александр Горемыкин разрешил ученикам старшего, восьмого, класса Иркутского Промышленного училища совершить поездку на золотые прииски Олёкминской и Витимской систем.
Золотые прииски Олёкминско-Витимского горного округа расположены в Ленской тайге, на севере Иркутской губернии и на юге Якутской области, между реками Витимом, Леной и Олёкмой.
Эта поездка была уже на уровне ознакомительной производственной практики, так как экскурсанты ознакомились на месте производства с организацией приискового дела, с техническими приёмами работ, с хозяйственной и административной сторонами деятельности приисков. Группой из десяти учеников руководил преподаватель училища, инженер-технолог Анатолий Викторович Янчуковский.
В качестве отчёта о поездке учащиеся написали сочинения. Такие экскурсии давали большой положительный эффект в педагогической деятельности учебного заведения.
Так в Иркутске стали практиковаться выездные школьные экскурсии на производственные объекты. Можно сказать, это были первые экскурсии профориентационного направления.
В 1901 году под руководством группы преподавателей учащиеся Иркутской гимназии совершили многодневную экскурсию по губернии с посещением Тельмы, Усолья, Мальты, Узкого Луга, Вельска, Хайты, Половины. Учащиеся во время путешествия знакомились с местными фабричными и промышленными предприятиями. По результатам экскурсии учащиеся написали свои сочинения, которые составили интересную и содержательную книгу, изданную в Иркутске в 1902 году.
Такие упоминания о первых экскурсиях в Иркутске удалось найти в интернет-источниках.
Вообще развитие экскурсоводческого направления деятельности в современном Иркутске набирает обороты.
Нашла информацию за прошлый год. По данным «Иркутскстата», в 2024 году 271 компания Иркутской области реализовала 87,4 тысячи турпакетов, а ежегодный оборот туристической отрасли региона достиг 4 миллиардов рублей.
Иркутская область принимает более 1,5 млн туристов в год (Иркутскстат).
Наибольшей популярностью пользуются маршруты вокруг Байкала, но растёт интерес и к другим природным зонам. Среди иностранных гостей чаще всего приезжают туристы из Китая и Таиланда.
Подробнее по теме можно почитать тут 👇
И мне стало интересно: раз Байкал – популярное туристическое направление, то как готовят экскурсоводов именно под туры в районе озера?
Нашла информацию, что буквально в этом году, в феврале 2025 года, в Иркутске открылась бесплатная школа гидов-экскурсоводов «Байкальские тропы» (проводится ФГБУ «Заповедное Прибайкалье»).
Занятия школы можно посещать очно или онлайн, они длятся две недели. Ученики углубленно знакомятся с Байкальской природной территорией, с ресурсами и возможностями заповедников и национальных парков, правилами охраны природы и достопримечательностями.
А для юных иркутян в системе «Навигатор» я обнаружила программу «Юный экскурсовод» (реализуется ГАУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей»). Она затрагивает такие аспекты, как составление маршрута, портфеля экскурсовода, ораторское искусство и дикция, особенности проведения экскурсий в Иркутске.
Кстати, в прошлом году меня, новоприбывшую в Иркутск, удивила одна книга в «Продалитъ». На ней было написано «Байкаловедение». Я была заинтригована. Стало интересно: это такое название книги или тут, в Иркутске, действительно есть БАЙКАЛОВЕДЕНИЕ?
Оказалось, что есть!
Официально термин «байкаловедение» был документирован изданием учебного пособия для биологов Иркутского университета в 1972 году.
Однако есть мнение, что основоположником научного байкаловедения можно считать учёного-естествоиспытателя Б. И. Дыбовского (1833–1930), который заложил основы научной лимнологии. Также есть информация, что Н. А. Флоренсов в 1987 году предложил «байкаловедение» как общее наименование для спектра научных дисциплин, ориентированных на изучение проблем естествознания озера Байкал.
Курс «Байкаловедение» появился в школьном образовании Байкальского региона с 2006 года, то есть уже почти 20 лет местные школьники узнают о Байкале то, чего не знают в остальном мире.
Инициатором и разработчиком учебно-методических комплектов по байкаловедению стала Иркутская областная общественная организация «Ассоциация Байкальская экологическая сеть».
Что же такое «Байкаловедение», которое проходят школьники области?
«Байкаловедение» — это междисциплинарная система знаний о природных особенностях Байкала и Байкальского региона, их уникальных водных и наземных экосистемах, геологической и климатической истории, о становлении самобытной фауны и флоры Байкала.
Курс «Байкаловедение» предназначен для учащихся 5, 6 и 7 классов. Программа рассчитана на два года обучения и состоит из двух разделов:
- «Байкаловедение: География. Гидрология. Методы исследования Байкала».
- «Байкаловедение: Живой мир Байкала. Человек на Байкале».
Когда это всё прочла, снова позавидовала десятилетним иркутянам, которые с детства впитывают всё то, что я пытаюсь постичь после переезда в Иркутск. О своих впечатлениях от встреч с Байкалом пишу тут 👇
Завтра у меня первое практическое занятие «на пленэре» с профессором Российской академии естествознания Мариной Кузнецовой. Как опытнейший экскурсовод, Марина Валерьевна проведёт для нашей группы мастер-класс и ответит на вопросы. Начну набрасывать свой список))