Найти в Дзене
Живописные истории

Лука Джордано «Диана и Эндимион»

Лука Джордано (1634–1705), известный как "Luca fa presto / Лука, делающий быстро" (за быстроту исполнения картин, непрестанную деятельность и плодовитость), был одним из самых известных итальянских художников второй половины XVII века.

Он путешествовал по Италии, создавая фрески во Флоренции, Риме и родном Неаполе.

А также провел десять лет в Испании (1692–1702), работая в Эскориале и Буон-Ретиро.

Частные лица ценили его виртуозные картины маслом на религиозные и мифологические темы, которые художник нередко повторял лишь немного видоизменяя.

Сюжет «Дианы и Эндимиона» был популярен в Италии XVII века, возможно, благодаря возможности изобразить красоту человеческого тела как в покое, так и в движении.

На картине Джордано Диана, летящая на облаке, ласкает пастуха Эндимиона, которого она усыпила лишь для того, чтобы поцеловать его "по своему желанию", в то время как его собаки молча наблюдают за ней.

Как и было свойственно художнику, он обращался к этой теме несколько раз, лишь слегка меняя положения главных героев и обстановку.

Два других варианта этой картины различаются количеством животных и путти, глубиной сна Эндимиона, а также скоростью полёта богини.

-2
-3

Все три картины датируются примерно 1675–1680 гг., период, в котором особенно заметно влияние на художника Пьетро да Кортона (1596-1669).

Работа Пьетро да Кортона
Работа Пьетро да Кортона

Яркие цвета, мягкие контуры, изящные движения и прически фигур в трёх работах отражают это влияние.

В отличие от двух других картин, рассматриваемая сводит сюжет к самому необходимому.

Две фигуры заполняют пространство картины — Диана, богиня луны, появляется из тьмы ночи, окружённая тенями, чтобы обнять отдыхающего Эндимиона.

Волнение её драпировок и бурлящее небо контрастируют с нежностью её ласки.

Более явно, чем другие версии, эта «Диана и Эндимион» указывает на неаполитанское происхождение Джордано и его принадлежность к школе Хосе де Рибера (1588/91–1652/56), чьё драматическое освещение находят здесь своё прямое отражение.

Работа Хосе де Рибера
Работа Хосе де Рибера

Лицо Дианы, наполовину скрытое тенью, и использование тёмного фона для усиления контрастов света и тени отражают то, что Джордано перенял у Риберы, что позволяет предположить, что данная картина может быть написана несколько раньше двух других.

Картина «Диана и Эндимион» имеет размер 149.5 x 163.5 см. Увидеть её можно в Национальной галерее искусства в Вашингтоне.

P.S. Приглашаем вас посетить наш телеграмм-канал, там много всего интересно. А уж сколько прекрасных картин у нас в вк. Ждем вас с нетерпением!
-6