Найти в Дзене

В Душанбе на саммите «Центральная Азия — Россия» региональные лидеры будут ждать от Путина «аттракцион неслыханной щедрости»

Оглавление

Столько лет в Москве воспринимали республики Центральной Азии своими, а теперь за них приходится бороться с крупнейшими политическими игроками глобального порядка: Евросоюзом, США, Британией и Китаем.

Касым-Жомарт Токаев, Садыр Жапаров и Шавкат Мирзиёев. Фото: https://www.gazeta.uz
Касым-Жомарт Токаев, Садыр Жапаров и Шавкат Мирзиёев. Фото: https://www.gazeta.uz

Давай деньги! Деньги давай!

Второй саммит «Центральная Азия — Россия» запланирован на 10 октября в Душанбе. Предыдущая встреча в подобном формате произошла три года назад. Тогда главы государств собрались в Астане, чтобы отметить 30-летие установления дипломатических отношений России с Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменией и Узбекистаном. По словам министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, сотрудничество в торгово-экономической, инвестиционной, промышленной и научно-технологической областях станет главной темой предстоящего саммита.

Дипломат уточнил, что значительная часть материально-технической базы государств Центральной Азии была выстроена в период, когда наши страны жили и развивались в едином государстве — СССР. Инфраструктура с тех пор эксплуатируется довольно долго и во многих случаях превышает отраслевые нормативы. Поэтому в регионе весьма востребованы современные российские технологии и оборудование, полагает Лавров.

Это значит, что Москва в новых геополитических реалиях готова так же как и раньше вкладывать средства в промышленное развитие азиатских соседей — строить там энергетические мощности, заводы и фабрики, прокладывать каналы, а если придётся, то и поднимать города. И многое из этого уже делается. К примеру, российские компании участвуют в амбициозном проекте "Новый Узбекистан", реализация которого дополнит крупные населенные пункты республики современными микрорайонами с жилыми небоскребами и объектами социальной инфраструктуры.

Сейчас Узбекистан ждет от России новую АЭС, Казахстан — вторую АЭС близ Алма-Аты, которую также, как и первую, планирует доверить корпорации «Росатом». Далее по списку идут Киргизия, которой нужен ветропарк, Таджикистан, рассчитывающий на индустриальный парк, и Туркмения, интересующаяся подключением своих объектов к транспортному коридору «Север — Юг». Почти все такие стройки будут вестись за счёт предоставленных РФ кредитов, и где гарантия, что их потом не спишут, как Африке?

Сначала нужно решить политические вопросы

Понятно, что расчёт ведется прежде всего на укрепление таким образом взаимных связей, а значит, и безопасности на направлении, которое выглядит угрожающим. Всё-таки с Казахстаном у нас граница 7000 километров, а далее на юг — неспокойный Афганистан. Что касается вопросов получения прибыли, они сейчас для наших политиков не принципиальны.

Вот только нет никаких гарантий, что Россия, израсходовав серьёзные ресурсы на развитие соседей, вновь не останется у разбитого корыта. Объекты будут служить другим народам, деньги из своего бюджета потрачены, да ещё нас станут попрекать экспансионизмом, как это нередко бывало.

Прежде чем обсуждать полномасштабные финансовые вложения в экономики стран Центральной Азии, необходимо решить политические и даже гуманитарные вопросы. Во времена того же СССР, руководство которого сейчас упрекают в расточительстве народных средств, Москва сначала задавила басмачество военными методами, установила народную власть в интересах всех, навязав через это русский язык, культуру как средство межнациональной коммуникации, и только после этого начала экономическое строительство.

У России был шанс и время стать бесспорным центром Северной Евразии — новым собирателем земель. Были даже созданы ЕАЭС и Таможенный союз, функционирующие ни шатко, ни валко. Однако за 30 лет должным образом эти структуры развиться так и не смогли. А сейчас военные и особенно экономические преимущества России выглядят уже не столь убедительно, как раньше. Отсюда и совершенно недвусмысленный дрейф стран Центральной Азии прочь от Москвы.

Государственная политика руководства ряда республик Центральной Азии в гуманитарной сфере также приводит к размежеванию наших народов. Один из главных факторов — сжатие пространства русского языка. Узбекистан и Туркмения официально перешли на латиницу, Казахстан и Киргизия запустили процесс перехода. Стойко придерживается кириллицы лишь Таджикистан.

Единственное живое явление, которое сохраняет в Центральной Азии потребность знать русский язык — это массовая трудовая миграция в Россию. Вообще, именно гастарбайтеры остаются настоящей, а не надуманной живой связью региона с Россией. Что интересно, Москва собирается перекрыть поток трудовых мигрантов на свою территорию, а тамошние власти эту идею не поддерживают. Они были в восторге от того, что могли сбрасывать молодые и взрывоопасные элементы на север и принимать оттуда в виде денежных переводов до половины ВВП своих стран.

Конкуренты не дремлют

Россия с распадом СССР вынуждена конкурировать за влияние на территориях, которые столько лет считала своими, с целым рядом крупнейших, глобального порядка, политических игроков: Евросоюзом, США, Британией и Китаем. Нынешней весной в Самарканде прошел аналогичный саммит центральноазиатских стран с Евросоюзом. США уже лет десять как пестуют формат С5+1. Си Цзиньпин по каждому поводу собирает глав государств региона. Причем очень часто и сам посещает столицы бывших союзных республик.

Столь нарочитое внимание к региону со стороны крупных, сильных и богатых политических акторов неизбежно развратит или уже развратило местные политические элиты, желающие устроить конкурс претендентов, собрать с них богатый калым, но не дать согласия никому. В этих обстоятельствах надеяться на возрождение величия, влияния России в странах Центральной Азии, выдавая безвозвратные кредиты, предельно наивно. Не потерять бы окончательно то, что имеем.

Единственным серьёзным потенциальным преимуществом России в этой борьбе может стать… строительство успешной экономики в своей стране. Как это случилось с США и их союзниками, а ранее с другими мировыми империями. Ведь страны Центральной Азии только после ослабления Москвы начали смотреть в разные стороны. Как только РФ станет экономическим полюсом мирового уровня, наши южные соседи сами вернутся в орбиту близкородственной великой державы. И вот тогда нам не нужно будет беспокоиться о своих инвестициях в дружественные страны столь важного для нас региона.