Найти в Дзене
Колыбель Нейронов

Что-то поедает мозг оленей, заставляя их сутками бродить по кругу. Началось в США, но теперь есть случаи в Европе и, возможно, в России

Это не вирус и не бактерия. Это нечто иное – крошечный убийца скрывается в почве, в слюне и в мясе зараженного зверя. А попадая в организм нового хозяина, превращает его мозг в губку. Животное теряет разум, забывает есть и пить. Оно бродит кругами или идет бесцельно куда-то вдаль, пока не упрется головой в забор или иное препятствие. А потом стоит и не шевелится. Зрелище действительно тревожное. В штатах таких оленей прозвали "зомби-олени" из-за сходства с ожившими мертвецами. Хроническая изнуряющая болезнь (ХИБ) – так прозвали недуг, довольно конкретно и красноречиво. Сразу понятна суть: что-то пожирает всю энергию и ресурсы зверя, пока не прикончит его. Но, как я уже сказал, дело не в вирусах, бактериях или паразитах. Дело в прионах – аномальных белках, которые работают как провокаторы. Попадая в организм, они не размножается, а заставляют здоровые белки сворачиваться неправильно. Их цель превратит все вокруг в подобие себе. Прионы при ХИБ орудуют в мозге, понемногу уничтожая нейроны
Оглавление

Это не вирус и не бактерия. Это нечто иное – крошечный убийца скрывается в почве, в слюне и в мясе зараженного зверя. А попадая в организм нового хозяина, превращает его мозг в губку.

Животное теряет разум, забывает есть и пить. Оно бродит кругами или идет бесцельно куда-то вдаль, пока не упрется головой в забор или иное препятствие. А потом стоит и не шевелится. Зрелище действительно тревожное. В штатах таких оленей прозвали "зомби-олени" из-за сходства с ожившими мертвецами.

Что это такое?

Хроническая изнуряющая болезнь (ХИБ) – так прозвали недуг, довольно конкретно и красноречиво. Сразу понятна суть: что-то пожирает всю энергию и ресурсы зверя, пока не прикончит его. Но, как я уже сказал, дело не в вирусах, бактериях или паразитах. Дело в прионах – аномальных белках, которые работают как провокаторы. Попадая в организм, они не размножается, а заставляют здоровые белки сворачиваться неправильно. Их цель превратит все вокруг в подобие себе.

Прионы при ХИБ орудуют в мозге, понемногу уничтожая нейроны. Нейроны умирают, оставляя после себя дыры. Животное теряет координацию, становится дезориентированным, пропадает аппетит и способность мыслить. Инстинкт самосохранения отключается одним из первых – и больные олени, еще пока здоровые на вид, могут подходить к хищникам и людям, не пытаются убежать. Они кажутся дружелюбными, немного потерянными, им хочется помочь, но, по сути, они уже мертвы – болезнь смертельная и лекарств от нее нет.

Карта случаев, зафискированных в США и Канаде
Карта случаев, зафискированных в США и Канаде

Заразиться ХИБ сложно, но прионы невероятно устойчивы, они могут содержаться в почве годами. Они не разрушаются при низких температурах, многие средства дезинфекции на них не работают. В результате они медленно, но неумолимо распространяют себя.

Первые случаи были зафиксированы на границе США и Канады еще в 60-х. С тех пор ХИБ захватил 33 штата и несколько провинций в Канаде. В 2016 году ХИБ обнаружили в Норвегии у дикого северного оленя. В 2018 году в Финляндии, у лося в районе Кухмо.

2022 год, в Курганской области произошла массовая гибель косуль. Очевидцы описывали жуткие симптомы – животные ходили по кругу, текла слюна, глаза кровоточили. Но анализы не выявили ни бешенства, ни ящура. Причина осталась загадкой, однако специалисты винят токсины, а не ХИБ. Есть некоторые сомнения, но официальных данных, что ХИБ есть в нашей стране, пока нет.

-3

Может ли заразиться человек?

Долгое время такую возможность отрицали, но в 2022 году двое охотников из США погибли, причиной смерти назвали болезнь Крейтцфельдта-Якоба. Это другое прионное заболевание, способное поражать мозг человека. Есть основания полагать, что охотники добыли больного оленя, а затем прионы попали в их организм через зараженное мясо. В мозге человека ХИБ могла трансформироваться, клиническая картина изменилась и потому у людей недуг протекал по-другому. Но итог оказался тот же – гибель.

Безусловно, охотники съели мясо убитого оленя не в сыром виде, они его приготовили. Значит ли это, что прионы устойчивы и к высоким температурам? Строго говоря, да, но в хорошо приготовленном мясе они разрушаются. К тому же степень их заразности низкая, вероятно, олень должен был быть на последней стадии болезни и буквально напичкан прионами, чтобы недуг передал себя.

-4

Могут ли хищники заразиться?

Наблюдения подтверждают, что некоторые хищники, поедающие зараженных оленей, подвержены риску заражения. Но в большей степени подвержены этому дикие кабаны, которые склонны поедать все, что найдут, включая останки умерших от ХИБ оленей.

А вот волки, похоже, играют положительную роль. Они чаще охотятся на животных, которые только-только заразились – скорость реакции и бдительность у них снижается и потому они чаще оказываются обедом волчьей стаи. При этом случаев ХИБ у волков зафиксировано не было. Возможно, волки не подвержены болезни или же животные на ранних стадиях не способны передать болезнь. А на явно больных оленей волки уже не охотятся.

С медведями история более запутанная. В США была дюжина случаев странного, пугающего поведения черных медведей. Очевидцы описывали, что медведи вели себя, словно дружелюбные собаки. Они подходили к людям, давали себя гладить, даже прыгали от радости. При этом некоторые косолапые замирали, отрешенно смотрели в пустоту. Некоторые выглядели истощенными, будто не ели много дней. Пару таких медведей поймали зоологи из природного департамента, в анализах ничего преступного не нашли, но отметили серьезные "неврологические проблемы".

Связаны ли эти случаи с ХИБ, так и осталось загадкой.

один из дружелюбных медведей
один из дружелюбных медведей

В общем, волки снова оказываются главными санитарами леса. Там, где их много, случаев ХИБ почти нет. Эта статья призвана не "нагнать панику", а информировать. Закономерности, которые мы встречаем в природе полезно знать и разбираться в них. Но главное, что стоит помнить: если дикий зверь не боится человека, подходит к нему спокойно и выглядит дружелюбно – скорее всего, с ним что-то не так.