Найти в Дзене

Питерский стиляга: рассматриваем в деталях фургончик Москвич-434

Рестотесты автомобилей — одна из самых популярных тем нашего времени. Сегодня, в 2025 году, их не делает только ленивый. Помимо "старой гвардии" в лице Ивана Зенкевича и чуть ли не половины бывших журналистов газеты "АвтоРЕВЮ" этим занимаются нынче и многочисленные блогеры. Имена некоторых из них вообще не принято называть в приличном обществе. Но мы и не будем. Поговорим лучше о самой машине. Сама она явно заслуживает большего, чем мой скромный фотообзор. Но так как ни журналистом, ни блогером я не являюсь (по крайней мене, ни удостоверений, ни рекламных контрактов у меня нет), на тест мне машину, конечно, никто не давал. Хотя походить вокруг с фотоаппаратом не запрещалось — что уже отлично. При этом владельцы данного экземпляра еще и любезно приоткрыли двери и капот, дав возможность ненадолго "проникнуть внутрь". А это удача вдвойне! Тем более что данный образец советского автомобиля — отнюдь не "попсовый", выпущенный миллионными тиражами и широко известный "каблучок-пирожок" ИЖ-2715
В статье использованы фотографии автора
В статье использованы фотографии автора

Рестотесты автомобилей — одна из самых популярных тем нашего времени. Сегодня, в 2025 году, их не делает только ленивый. Помимо "старой гвардии" в лице Ивана Зенкевича и чуть ли не половины бывших журналистов газеты "АвтоРЕВЮ" этим занимаются нынче и многочисленные блогеры. Имена некоторых из них вообще не принято называть в приличном обществе. Но мы и не будем. Поговорим лучше о самой машине.

Сама она явно заслуживает большего, чем мой скромный фотообзор. Но так как ни журналистом, ни блогером я не являюсь (по крайней мене, ни удостоверений, ни рекламных контрактов у меня нет), на тест мне машину, конечно, никто не давал. Хотя походить вокруг с фотоаппаратом не запрещалось — что уже отлично. При этом владельцы данного экземпляра еще и любезно приоткрыли двери и капот, дав возможность ненадолго "проникнуть внутрь". А это удача вдвойне!

Классический каблучок-пирожок ИЖ-2715 можно называть младшим братом модели 434. Он выпускался с 1972 аж по 2002 год. Вместе с пикапами выпущено 1,1 млн машин этого семейства
Классический каблучок-пирожок ИЖ-2715 можно называть младшим братом модели 434. Он выпускался с 1972 аж по 2002 год. Вместе с пикапами выпущено 1,1 млн машин этого семейства

Тем более что данный образец советского автомобиля — отнюдь не "попсовый", выпущенный миллионными тиражами и широко известный "каблучок-пирожок" ИЖ-2715. Данная модель имеет другой кузов и носит название Москвич-434. Точнее, к названию уже есть вопросы. Споры о том, как правильно называть автомобили Ижевского автозавода (особенно ранние) — Ижами или Москвичами — иногда вспыхивают до сих пор. Но обычно все сводится к тому, что это именно Москвичи. Относительно данной модели в сети мне попалось компромиссное название Иж-Москвич-434. Звучит тоже неплохо…

Пожалуй, в контексте нашего времени закрытый фургончик «без окон, без дверей» выглядит даже более стильно, чем стандартный остекленный универсал
Пожалуй, в контексте нашего времени закрытый фургончик «без окон, без дверей» выглядит даже более стильно, чем стандартный остекленный универсал

А что же такое 434? Об истории происхождения данного числа говорить не берусь, но сама машина появилась довольно банально. На базе знаменитых седанов Москвич-408 и -412 выпускали обычные пятидверные универсалы Москвич-426 и 427, а на базе тех — в свою очередь, грузовые фургончики Москвич-433 и -434. Стало быть, первый — со стареньким мотором МЗМА-408 (объемом 1,36 литра и мощностью 50 л.с), а второй — уже с полноценным агрегатом УМЗ-412 на полтора литра и 75 "лошадок". Если вам стало интересно, почему у моторов еще и разное буквенное обозначение, то это от места производства. "Четыреста восьмой" двигатель выпускали на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА, он же "Москвич"), а "четыреста двенадцатый" — уже на Уфимском моторном заводе в Башкортостане.

Особого колорита машине придает ярко-синий цвет. Родной ли он? Судя по серьезному подходу к реставрации этой машины, наверное очень близок к оригиналу…
Особого колорита машине придает ярко-синий цвет. Родной ли он? Судя по серьезному подходу к реставрации этой машины, наверное очень близок к оригиналу…

В свою очередь, сам Москвич-434 с уфимскими полуторалитровым мотором параллельно выпускали тоже на двух заводах — все тот же МЗМА и ИЖ. При этом последний факт как-то обошел широкую аудиторию стороной: многие люди (даже из тех, кто увлекается автоисторий) почему-то убеждены, что Ижевск выпускал только "каблуки" с высокой квадратной "будкой". Но нет, грузовые фургоны на базе универсалов здесь тоже собирали. Причем в довольно солидных количествах: порядка 49 тысяч экземпляров с 1968 по 1972 год. Сам Москвич выпустил только 30,7 тысяч фургончиков модели 434. Но здесь к ним нужно прибавлять еще 52 тысячи автомобилей М-433 в том же кузове, но с чахленьким 50-сильным мотором от "четыреста восьмого"…

В общем, дабы дальше не ломать мозг читателя числами, я просто покажу картинки, отснятые мной на Параде ретротранспорта в Санкт-Петербурге в 2024 году:

Сзади написано: Москвич-434. Данный экземпляр - выпуска 1972 года и его багажная дверь две половинки: верхнюю и нижнюю
Сзади написано: Москвич-434. Данный экземпляр - выпуска 1972 года и его багажная дверь две половинки: верхнюю и нижнюю
Примерно с 1970 года часть машин (в основным, экспортных) должна была иметь прямоугольные фары. Но здесь стоят простые круглые
Примерно с 1970 года часть машин (в основным, экспортных) должна была иметь прямоугольные фары. Но здесь стоят простые круглые
Интересный момент в салоне: стальная передняя панель частично покрыта пластиковыми деталями по требованиям безопасности своего времени
Интересный момент в салоне: стальная передняя панель частично покрыта пластиковыми деталями по требованиям безопасности своего времени
В передней части салона видимых отличий от седанов Москвич-408 и 412 нет. Ручка коробки передач здесь уже между сидений
В передней части салона видимых отличий от седанов Москвич-408 и 412 нет. Ручка коробки передач здесь уже между сидений
Особенность внешнего вида фургончика — «японские» зеркала у капота. А не на дверях, как это было у обычных легковых модификаций
Особенность внешнего вида фургончика — «японские» зеркала у капота. А не на дверях, как это было у обычных легковых модификаций
Двигатель как двигатель, обычный карбюраторный на 75 лошадиных сил, уфимского производства
Двигатель как двигатель, обычный карбюраторный на 75 лошадиных сил, уфимского производства
Надпись на клапанной крышке дает интересный визуальный обман. На самом деле, здесь написано банальное: Москвич 412
Надпись на клапанной крышке дает интересный визуальный обман. На самом деле, здесь написано банальное: Москвич 412
Безупречное состояние данного экземпляра, конечно, впечатляет! Как принято сейчас говорить, таким красивым он не был даже при выходе с конвейера
Безупречное состояние данного экземпляра, конечно, впечатляет! Как принято сейчас говорить, таким красивым он не был даже при выходе с конвейера
Суммарно именно в таком кузове было выпущено около 122 тысяч ижевских и московских машин. Но встретить сегодня такой экземпляр — большая удача…
Суммарно именно в таком кузове было выпущено около 122 тысяч ижевских и московских машин. Но встретить сегодня такой экземпляр — большая удача…
…неудивительно, что при любом своем появлении на публике он сильно притягивает взгляды обывателей и множество желающих сфотографироваться
…неудивительно, что при любом своем появлении на публике он сильно притягивает взгляды обывателей и множество желающих сфотографироваться

P.S.: Напоминаю всем читателям, что я традиционно не занимаюсь "копирайтингом" и пишу все тексты для статей исключительно сам. Причем по возможности использую также собственные фотографии.

Тем, кто прочитал эту работу до конца - мое признание. А если поставили лайк - я признателен вдвойне! Подписывайтесь, комментируйте, делайте репосты. И не забывайте, что самое интересное на моем канале еще впереди!