Найти в Дзене
О Москве нескучно

Станция метро в Москве, у которой раньше не было выхода в город: по факту он и сейчас не совсем есть

Когда начали строить эту станцию? Почему её сооружение пришлось прерывать? Правда ли, что изначально на платформе хотели разместить сотню скульптор от разных авторов? Какие другие интересные проекты оформления предлагали? А также - почему сроки открытия станции постоянно переносили? По какой причине она изначально не получила собственного выхода в город? И можно ли считать, что сейчас он у неё есть? Об этом и не только расскажу сегодня. Станцию "Сретенский бульвар" строили довольно долго: больше 15 лет. Работы стартовали ещё в начале 1990-х годов. Однако из-за многочисленных проблем открыть станцию смогли только во второй половине следующего десятилетия. Хотя изначально планировалось всё закончить в 1998-м. Но уже годом ранее стало понятно: "Сретенский бульвар" построить в срок не смогут. Более того, станцию решили тогда вообще законсервировать до лучших с точки зрения финансирования времён. Хотя тоннели, а также своды самой станции были в некоторой степени уже готовы. Перед строителям
Оглавление

Когда начали строить эту станцию? Почему её сооружение пришлось прерывать? Правда ли, что изначально на платформе хотели разместить сотню скульптор от разных авторов? Какие другие интересные проекты оформления предлагали? А также - почему сроки открытия станции постоянно переносили? По какой причине она изначально не получила собственного выхода в город? И можно ли считать, что сейчас он у неё есть? Об этом и не только расскажу сегодня.

Вечная стройка

Станцию "Сретенский бульвар" строили довольно долго: больше 15 лет. Работы стартовали ещё в начале 1990-х годов. Однако из-за многочисленных проблем открыть станцию смогли только во второй половине следующего десятилетия. Хотя изначально планировалось всё закончить в 1998-м. Но уже годом ранее стало понятно: "Сретенский бульвар" построить в срок не смогут. Более того, станцию решили тогда вообще законсервировать до лучших с точки зрения финансирования времён. Хотя тоннели, а также своды самой станции были в некоторой степени уже готовы.

Центральный зал станции "Сретенский бульвар" в 2015 году. Фото отсюда: https://bluesmaker.livejournal.com
Центральный зал станции "Сретенский бульвар" в 2015 году. Фото отсюда: https://bluesmaker.livejournal.com

Перед строителями метро встал непростой выбор. Можно было тоннели засыпать, чтобы обеспечить их сохранность. Но это требовало большого количества времени. Или же воспользоваться деревянными креплениями, которые бы держали конструкции. Срок их службы составлял около 5 лет. Затем требовалась замена. Если не произвести её вовремя, под землю могли даже уйти некоторые здания на поверхности Тургеневской площади. Забегая вперёд, скажу, что крепления простояли намного больше положенного срока.

На протяжении 2000-2003 годов в московских газетах постоянно напоминали, что вроде как "Сретенский бульвар" строится. Даже рассказывали об интересных идеях оформления. Сначала на платформе хотели установить композицию, которая имитировала настоящий бульвар. С деревьями, клумбами, а также скамейками. Потом соорудить 100 пилонов и у каждого поставить уникальную скульптуру от такого же количества авторов. Такая своеобразная станция-галерея. Но фактически почти никаких работ на этом участке не вели. Часто в той же "Вечерней Москве" можно было встретить вопросы о станции от жителей столицы представителям метрополитена. Те кратко отвечали, что планируют открыть "Сретенский бульвар" в 2005 году.

Сотня скульптур

Однако к анонсируемой дате станцию не открыли. Зато возобновили её строительство, потому что наконец-то появилось финансирование. Геологические условия здесь не были очень сложными. Но рядом уже находились две станции - "Чистые пруды" и "Тургеневская". Кроме того, здесь проходило большое количество коммуникаций. Да и почти не имелось свободного пространства на поверхности. Всё было застроено. Проект "Сретенского бульвара" создавала группа архитекторов: Николай Шумаков, Галина Мун и Наталья Шурыгина. Я уже писал об идее со скульптурами. В 2006 году появились подробности этого замысла.

Эскиз станции "Сретенский бульвар". Из газеты "Вечерняя Москва" за 16 марта 2006 года (№44).
Эскиз станции "Сретенский бульвар". Из газеты "Вечерняя Москва" за 16 марта 2006 года (№44).

Количество скульптур уменьшилось, но от самой идеи не отказались. Для работы над украшениями хотели пригласить, например, Зураба Церетели, Эрнста Неизвестного и Михаила Шемякина. Всего планировали 30 скульптур от такого же количества авторов. Каждая статуя должна была иметь собственную подсветку. Амбициозную идею в жизнь так и не воплотили. Но об этом позже. А пока вернёмся к строительству. Сначала "Сретенский бульвар" хотели открыть вместе со станцией "Трубная", то есть в августе 2007 года. Однако потом стало ясно, что сделать этого не получится. Причин оказалось две. Во-первых, не успели закончить сооружение переходов на "Чистые пруды" и "Тургеневскую".

Во-вторых, оформление станции оказалось весьма сложным процессом. От скульптур к тому времени уже отказались. Вместо них на пилоны установили 24 чёрно-белые аппликации, которые создал художник Иван Лубенников. На них были изображены разные виды Сретенского бульвара. Также почему-то присутствовали памятники известным людям, которые находились совсем в других местах. Например, Н.В. Гоголю, А.С. Пушкину, К.А. Тимирязеву и др.

В целом, в отделке станции преобладала чёрно-белая гамма. Мрамор на полу и пилонах. Металлические серые детали, а также оформление сводов. В то же время боковые залы сделали контрастными. Путевые стены здесь украсили коричневым мрамором с белыми вставками из того же материала. Кроме того добавили оригинальное освещение.

То же, только в профиль

Сначала открытие планировали поздней осенью 2007 года, но дату постоянно сдвигали. В итоге первых пассажиров "Сретенский бульвар" принял только 29 декабря. Правда лишь с одной пересадкой - на "Тургеневскую". Второй переход, на "Чистые пруды" стал работать с 15 января 2008 года. А вот собственного выхода в город и наземного вестибюля у станции не имелось. Его оказалось просто негде разместить. Изначально для этих целей выделяли участок на углу Мясницкой улицы и Сретенского бульвара. Но пока строительство метро было законсервировано, здесь успели построить здание театра "Et Cetera" в 2005 году.

Здание театра "Et Cetera" в 2022 году. Фото отсюда: https://ru.wikipedia.org
Здание театра "Et Cetera" в 2022 году. Фото отсюда: https://ru.wikipedia.org

Сначала, чтобы попасть на поверхность, требовалось со "Сретенского бульвара" перейти на "Тургеневскую" или "Чистые пруды". А там уже воспользоваться выходами в город. 31 мая 2011 года состоялось торжественное открытие "собственного вестибюля" станции. От перехода на Калужско-Рижскую линию проложили тоннель, который заканчивался эскалатором. Отныне пассажиры могли попасть со "Сретенского бульвара" в наземный вестибюль "Тургеневской". Только теперь пользовались арочными проёмами над платформами. То есть больше не заходили в центральный зал, но фактически всё равно проходили через станцию.

Фактическое отсутствие собственного выхода подтверждается и количеством людей на станции. По данным за 4-й квартал 2024 года, "Сретенским бульваром" пользовалось всего 16 тысяч человек в сутки. То есть это лишь те, кто заходили на станцию с улицы через турникеты. Конечно, как пересадочная платформа, она обслуживает намного больше пассажиров. Если подводить какой-то итог, можно сказать, что "Сретенский бульвар" - это нужная станция. Её архитектурный стиль получился очень интересным и необычным. Другой такой в Московском метро вы не найдёте.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!