Найти в Дзене
ТЕМА. ГЛАВНОЕ

Депутат Госдумы потребовала аудита моста через Лену, который возводит группа «ВИС» – компанию подозревают в жульничистве

Проект моста через Лену в Якутске «погружается в финансовую пропасть», заявил депутат Госдумы от республики Сардана Авксентьева. «Общая стоимость стройки выросла до астрономических 175 млрд рублей. При этом финансирование напоминает мыльный пузырь: из запланированных 65 млрд из федерального центра поступило лишь 1,3 млрд, — рассказала Авксентьева. — Республика в долгах. Даже собственная доля Якутии [в строительстве моста] — 9,6 млрд на этот год — оказывается фикцией. В бюджете нашлось лишь 4,8 млрд, а недостающие деньги власти надеются занять». Парламентарий выразила сомнения и в компетентности инвестора – группы «ВИС», которая возводит объект через дочернюю «Восьмую концессионную компанию». Эта корпорация широко известна по различным проектам частно-государственного партнёрства, например — в Новосибирске у неё сорваны сроки строки строительства четвёртого моста через Обь и поликлиник. Модель финансирования, при которой компании отдают бюджетные миллиарды под обещание софинансировани

Проект моста через Лену в Якутске «погружается в финансовую пропасть», заявил депутат Госдумы от республики Сардана Авксентьева.

«Общая стоимость стройки выросла до астрономических 175 млрд рублей. При этом финансирование напоминает мыльный пузырь: из запланированных 65 млрд из федерального центра поступило лишь 1,3 млрд, — рассказала Авксентьева. — Республика в долгах. Даже собственная доля Якутии [в строительстве моста] — 9,6 млрд на этот год — оказывается фикцией. В бюджете нашлось лишь 4,8 млрд, а недостающие деньги власти надеются занять».

Парламентарий выразила сомнения и в компетентности инвестора – группы «ВИС», которая возводит объект через дочернюю «Восьмую концессионную компанию». Эта корпорация широко известна по различным проектам частно-государственного партнёрства, например — в Новосибирске у неё сорваны сроки строки строительства четвёртого моста через Обь и поликлиник.

Модель финансирования, при которой компании отдают бюджетные миллиарды под обещание софинансирования через кредитование у Газпромбанка, также вызывала множество вопросов у новосибирских депутатов.

«Странный инвестор: Частный инвестор, который должен вложить 82,5 млрд рублей, не может внятно объяснить, откуда у него возьмутся такие средства. Это не планирование, это авантюра, — считает Авксентьева. — Кредитная игла: Строительство уже сейчас держится на банковских кредитах, которые выдают с огромным трудом.

Из-за срывов финансирования работы фактически останавливаются. Власти откровенно признают, что денег на будущие годы в бюджете вообще нет. Заложены смехотворные суммы, а оставшиеся миллиарды предстоит «изыскать». На языке здравого смысла это означает: проект не просчитан и ведёт к финансовой катастрофе».

Вопросы вызывают и концентрация ресурсов вокруг одного мегапроекта, тогда как в Якутии «остро не хватает средств на социальную сферу, обеспечение транспортной доступности, ЖКХ и другое», подчеркнула парламентарий.

Группа компаний ВИС получила также печальную известность в Новосибирской области. Там она уже "сто лет" возводит мост и поликлиники.

Четвёртый мост через Обь, который возводит группа «ВИС» по концессионному договору с правительством Новосибирской области, строят с 2018-го. Соглашение с «Сибирской концессионной компанией» подписано в декабре 2017 года с участием главы региона Андрея Травникова. Инвестору гарантирован минимальный доход в 47 млрд, который в случае незагруженности моста будет компенсирован из областного бюджета.

Основные расходы на четвёртый мост были запланированы за счёт федерального бюджетного гранта в размере 26,3 млрд рублей. Часть средств также выделялась из областного бюджета. Сейчас объект оценивается в 44,7 млрд. Проезд по мосту, несмотря на существенные вложения бюджета, будет платным. Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин поручал открыть движение по мосту ещё в декабре 2022-го.

Последняя дата сдачи моста, которую официально называли — четвёртый квартал 2024 года. Позже Травников подписал постановление о переносе сроков строительства на 6 декабря 2025 года, хотя на встрече с премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным обещал, что движение по мосту откроют в 2024 году.

История со строительство поликлиник такая же печальная.

Правительство губернатора Андрея Травникова подписало договор на строительство поликлиник с «Седьмой концессионной компанией», входящей в группу «ВИС», в 2019 году.

К августу 2022 года, когда должны были быть сданы все учреждения, реальное строительство велось только на трёх из них. Первоначальная стоимость строительства составляла 6,5 млрд рублей. За прошедшие годы она выросла до 19,5 млрд рублей (большую часть средств выделяют из бюджета). Депутаты регионального заксобрания не раз критиковали проект.

Прокуратура при этом закрывает глаза на явные "перекосы" в реализации этих концессионных соглашений – резко увеличивающуюся стоимость объектов и неприличное затягивание сроков. Видимо, за группой ВИС стоят очень непростые люди.