27 мая 1973 года в полутора км от города Балаково Саратовской области произошла самая крупная и страшная не только для этого небольшого населенного пункта, но и, вероятно, для всего региона трагедия.
Двигавшийся дамбе автобус ЛАЗ-695 с работниками Балаковского завода резинотехнических изделий, опрокинулся под откос и сгорел.
Точное количество жертв той трагедии неизвестно до сих пор. Цифры погибших варьируются разнятся. Согласно докладу министра нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, погибли как раз 53 человека, пострадали еще 48, 8 - госпитализированы в тяжелом состоянии. В докладе министра транспорта РСФСР погибших 54, пострадавших - 46.
Сотня пассажиров в небольшом автобусе (эта модель имела 32 посадочных места, а максимальная загрузка - 55 человек) объясняется просто: сотрудники завода и их семьи возвращались с праздничного пикника. Идти до города уставшим людям не хотелось, и они решили, что полтора километра в тесноте — небольшая плата за быструю доставку к месту.
День химика
27 мая 1973 года в Балаково - городе химиков, энергетиков и строителей отмечали профессиональный праздник.
День Химика в Балаково всегда праздновали с размахом, вот и в этот раз администрация завода РТИ («Балаковорезинотехники») решила устроить для сотрудников и членов их семей пикник на природе, с играми, конкурсами и вкусной едой.
Погода в день пикника как по заказу стояла по летнему теплая и солнечная, а поэтому к сотрудникам завода и их семьям присоединились многочисленные друзья и родственники, а также дачники из близлежащих дачных поселков. Благо мероприятие проходило на свежем воздухе, и количество гостей никто не ограничивал.
Праздник удался на славу и ближе к вечеру собравшиеся стали расходиться по домам. Для сотрудников завода специально пригнали два служебных автобуса, чтобы довезти их до города. В небольшие ЛАЗы пассажиров набилось гораздо больше позволительного максимума. В основном, это были женщины и уставшие от целого активного дня на природе дети.
"Знаете, почему в том автобусе оказалось так много людей? Празднование Дня химика проходило на природе, и туда приехало много приглашенных, как говорят «друзья друзей»... А к финалу пикника пошел дождь, и все поспешили занять место в автобусе, поэтому народу набилось под завязку. Проходы были забиты поклажей и сумками..." - делилась воспоминаниями о том страшном дне одна из сотрудниц завода, не севшая по счастливой случайности в тот роковой автобус.
"Тогда, мне было всего 6 лет и воспоминания об этом дне уже почти стёрлись из памяти, но моя мама до сих пор вспоминает тот праздник химиков с ужасом в глазах. Мы всей дружной компанией, человек 12, тогда решили с поляны идти пешком. Думали потом поднимем руку и какой-нибудь из автобусов нас подберёт... Этот проехал мимо, не остановился, полон был, под завязку", - вспомнила одна из жительниц Балаково тот майский день 1973 года.
Второй автобус посадил еще людей
Что произошло во время этой казалось бы короткой поездки, доподлинно неизвестно до сих пор. Но один автобус успешно преодолел крутой спуск, а второй перевернулся.
То ли у водителя заклинило руль, то ли, его кто-то отвлек - неясно. Но факт остается фактом: автобус, не вписавшись в поворот, скатился с насыпи, а потом раздался громкий хлопок и транспортное средство вспыхнуло как факел, сгорев за несколько минут дотла.
"Помню был жаркий день.. Мы всей семьёй шли с дачи. Впереди нас ещё шли люди, дачники или отдыхающие химики.. Эти два автобуса ехали битком.. Кто то пытался голосовать, но первый автобус не остановился, а второй посадил ещё людей.. Нас с мамой папа пытался посадить в автобус, но маленькая сестренка заплакала на руках у мамы, и мы отошли от автобуса.. Так и шли пешком... и видели потом это место трагедии... лежащий на боку сгоревший автобус," - делилась воспоминаниями о трагическом дне Светлана Яковенко.
Решившие пойти пешком участники пикника, да и просто случайные свидетели бросились было на помощь, но спасать было уже некого.
"У меня до сих пор стоит в глазах сгоревший остов автобуса и куча останков у одной из его дверей. Люди пытались выбраться друг по дружке, но... не смогли. Так и горели - штабелями. Милиция потом организовала оцепление, но все было видно и так. Понять по обгоревшим костям, кто есть кто — было невозможно", - рассказывала журналистам много лет спустя одна из сотрудниц завода Галина Алексеевна, решившая в тот роковой день прогуляться после пикника пешком.
"Там волосы еще человеческие долго на веточках и кустиках висели...Когда там проходили жуть полная была..." - делятся жители города, которые в момент трагедии были еще школьниками.
Похоронили вместе
"Были и спасшиеся. Несколько человек. Так, спаслась одна мать, у которой в автобусе оказался 15-летний сын. Но она прорвалась назад в автобус и сгорела там вместе со всеми.
Моя одноклассница Ленка жила недалеко от места аварии, они бегали смотреть, как горит автобус, Она помнит до сих пор то ощущение ужаса. Картинку помнит смутно, а ужас - ясно", - до сих пор с неохотой вспоминают те страшные дни мая 1973 года балаковцы.
"Начальнику ОТК Анне Викторовне Черновскис удалось выбраться из горящего автобуса. Но она несколько раз возвращалась обратно, бросаясь в огненное пекло, чтобы найти своего 15-летнего сына Юру. Получив 90% ожогов тела, несчастная женщина скончалась в больнице. Мать и сына похоронили вместе", - уточнила историю про выжившую, но вернувшуюся в горящий автобус мать сотрудница завода Галина Алексеевна.
Вообще, погибших в том сгоревшем автобусе было так много, что практически каждый житель Балаково до сих пор может рассказать собственную историю о сгоревших.
"У нас в детском саду из группы погибла в этом автобусе Ирина Кондрашова. Было очень жалко. Отец остался жив, а дочка погибла", - рассказывала Ника Морозова.
"Со мной училась девочка, выжила, но на всю жизнь осталась с ожогами, а мама ее погибла в этом автобусе", - добавляет балаковец Андрей Рединов.
"Мне было 4 года. В садике воспитатель сказала, что Люда Жданова больше никогда не придëт. Это была моя подружка. Она со своими родителями, а также родственниками, которые приехали к ним в гости из Саратова, сгорели в этом автобусе. Остался братик, которого оставили дома с бабушкой", - поделилась жительница города Людмила Тарнакина.
"Тоже помню, в 5 классе училась. У одноклассника - как раз брата Люды Ждановой - погибли родители. Ребёнком была, а запомнила даже его фамилию, - разделила воспоминания в 1073 году балаковская школьница Светлана Власова, - Мальчик после этой трагедии больше не учился в нашей школе. Его бабушка забрала к себе".
"У нас из соседнего подъезда вся семья сгорела, родители и дети. Больше года было слышно за стенкой плач их бабушки. Потом квартиру продали", - до сих пор помнит тот кошмар тогда бывшая малышкой Алиса Ломоносова.
Останки вывезли из города
До сих пор доподлинно неизвестно, сколько именно балаковцев находилось в том автобусе. Но в официальных сводках был указан 91 человек.
"Останки тогда собрали в общую кучу и куда-то увезли из города, якобы на опознание,- делились местные жители с журналистами много лет спустя после страшной трагедии, - Родственникам потом выдавали не гробы с останками, а урны с прахом. Про ДНК-исследования в то время даже никто не слышал... Предполагаю, что в тех урнах мог оказаться прах кого угодно из числа погибших в тот день".
Хоронили жертв трагедии несколько недель, могилы для погибших с циничным расчетом рыли в разных местах старого ивановского кладбища, выбирая те квадраты, где был на тот момент пустырь, вспоминают местные жители. Такое решение объяснялось желанием избежать народных волнений - чтобы безутешная родня не собиралась вместе в поминальные дни.
Еще много дней после того страшного майского воскресенья в 1973-м году люди в форме и штатском обходили дворы и квартиры с аккуратным вопросом: не пропадал ли кто из соседей? Так и вычисляли тех, кто погиб целыми семьями, в том числе и вместе с маленькими детьми.
"Мне, в то время семикласснице, и ещё нескольким одноклассникам давали адреса и фамилии, и мы ходили по этим адресам вечерами, стучали в квартиры, и если никто не открывал, опрашивали соседей, потом отчитывались директору школы о результатах этого поквартирного обхода, - делилась годы спустя тогдашняя школьница из Балаково Людмила Набилкина, - А моя мать была в этой похоронной команде, ездила с остальными на опознание в Саратовский морг, там председателю команды, стало плохо, упал в обморок от увиденного... Всего из Саратова потом привезли 52 урны. Кого-то не смогли опознать... А мальчику, сыну дачника (дачи были неподалеку от этого места), который голыми руками вытаскивал из горящего автобуса детей, потом долго лечили эти руки от ожогов. Вот фамилию его уже за давностью лет не помню... Так вот этот 14-летний парнишка нескольких человек спас. Уже когда руки почти до мяса сжёг, не смог дальше спасать. Потом долго восстанавливался. Ему обещали лечение в "Артеке", но... Потом забыли о своём обещании."
По 9 урн в сутки
"Про это запрещали говорить, но говорили все. У всех в том автобусе оказались родня, знакомые, знакомые знакомых. Дети.
Не объявляли никакого траура. Даже на предприятии РТИ, откуда большинство сгоревших. Все шепотом - кто-то кому-то что-от сказал.
Нам, детям, доставались самые "сливки слухов". У нас во дворе рассказывали, будто людей хоронили в спичечных коробках. И выдавали в день по коробку какого-то пепла каждой семье. А чей там пепел - кто разберет. Но в день по штучке. Поэтому хоронили долго - все лето, до осени.
На самом деле, в урнах, конечно. Но выдавали действительно не сразу. Чтобы не объединять людей горем, а разводить - каждому своя трагедия, больше трех не собираться", - поделился с журналистами на 40-летнюю годовщину со лня трагедии местный житель. В год аварии он был еще младшеклассником, но эту страшную историю запомнил на всю жизнь.
"Да, выдавали по 9 урн в сутки, привозили из Саратова и выдавали родственникам. Чтобы не было массового похоронного коллапса. У кого не было родственников, похоронами занимались профсоюз и руководство РТИ. Такой трагедии ни до, ни после в Балакове не было..." - добавила Людмила Набилкина.
Выжившие и виновный
В той майской трагедии сумели выжить всего несколько человек, включая водителя злосчастного автобуса. Его взрывной волной выбросило через лобовое стекло. Это и спасло ему жизнь.
Что стало причиной взрыва - доподлинно неизвестно. По одной из версий, в автобусе находился бытовой газовый баллон, от взрыва которого и начался пожар. По другой версии, малые газовые баллоны везли с собой дачники, которых по дороге подхватил водитель автобуса. Но версия так и осталась версией.
Единственным виновным следствие, под напором руководства завода, испугавшегося обвинения в халатности и лишения партбилетов, назначило водителя автобуса. Он получил большой тюремный срок. Отбыв назначенное наказание мужчина покинул Балаково навсегда.
"Водителя назначили стрелочником. По той дороге еле легковые разъезжались, - до сих не верят в виновность водителя автобуса балаковцы.
Сразу после того, как искореженный остов автобуса убрали, а всех погибших развезли по моргам, местные жители пытались увековечить место катастрофы, поставив туда крест. Но его всякий раз убирала милиция. Сейчас на этом месте заросший пустырь с несколькими старыми строениями.
Лишь спустя много лет местные жители и нынешние работники завода решили, наконец, увековечить память жертв одной из самых страшных трагедий города.
Накануне горького 40-летнего юбилея, на старом Ивановском кладбище был установлен обелиск с именами погибших сотрудников РТИ и членов их семей. Имена не работавших на заводе погибших на обелиске решено было не указывать, дабы избежать путаницы.
Средства на памятник собирали всем городом. Нынешнее руководство РТИ также приняло участие в сборе и перечислило из директорского фонда 26 400 рублей на изготовление и установку обелиска и ограды.
"А началось все с того, что мы с моей бывшей коллегой по работе в РТИ отыскали могилу нашей Майечки Васендиной: памятник был в плачевном состоянии, зато овальчик с ее фотографией сохранился отлично, - объяснила запоздалое решение увековечить память о погибших 27 мая 1973 года экс-сотрудница завода Галина Алексеевна. - Мы обратились в кладбищенский архив, чтобы узнать место захоронения остальных погибших. Нам выдали список с указанием номеров могилок, но за сорок лет таблички, увы, не сохранились: время и кладбищенские мародеры, которые в 90-е годы растаскивали с могил любой металл — сделали свое дело. Поэтому мы решили, что местом установки обелиска с именами погибших будет вот эта могила, где предположительно похоронена Майя".