Всем доброго здравия!
Тридцатые годы прошлого века отмечены всеобщим интересом к авиации. В то время постоянно ставились мировые рекорды скорости, потолка и дальности перелётов. В нашей стране самыми знаменитыми рекордсменами были Чкалов, Байдуков и Беляков.
Не отставали от мужчин и женщины-авиаторы. В 1938 году Валентина Гризодубова задумала перелёт по маршруту Москва - Хабаровск. На счету этой отважной лётчицы было пять мировых рекордов. Вторым пилотом в свой экипаж она пригласила Полину Осипенко, тоже мировую рекордсменку. А штурманом-радистом стала Марина Раскова - старший лейтенант НКВД.
Для перелета им выделили дальний бомбардировщик ДБ-2, спроектированный в 1935 году в бюро Павла Сухого. С него сняли вооружение, установили двигатели специальной сборки, дополнительные бензобаки, новые приборы и мощную радиостанцию. Также улучшили обзор из кабины штурмана. И в августе 1938 года дали машине имя - "Родина".
Пока специалисты готовили самолёт, девушки совсем забросили подготовку к полёту. Начальнику штаба перелёта Антонову и конструктору Сухому даже пришлось пожаловаться вышестоящим начальникам за систематические прогулы на занятиях. Пришлось девушек легонько одёрнуть.
Но вот всё готово - самолет ДБ-2 "Родина" уже на старте Щелковского аэродрома. Его вес - 12,5 тонны. Полет будет проходить на высоте 4000 м, скорость - 233 км/час, дальность - 6700 км, время в пути - 28,8 часа. Ни одному женскому экипажу не удавались такие дальние перелёты.
24 сентября 1938 года в 8 часов 12 минут Гризодубова подняла самолет в воздух. Но ещё до взлёта обнаружилось, что отказала бортовая радиостанция. Решили лететь без неё, времени на замену или ремонт уже не было.
За Иртышом новая неприятность - самолёт попал в густую облачность. Из-за обледенения расход горючего резко увеличился. Пришлось поднимать машину выше облаков. Раскова решила определять местоположение по звёздам, для этого открыла в своей кабине заиндевевший люк. И воздушным потоком в люк выдуло полётные карты. Теперь экипаж остался не только без рации, но и без карт.
Тем не менее, через 26 часов полета самолет по компасу вышел к Охотскому морю, где скорректировали его курс. И тут на приборной доске загорелась красная лампочка - горючее на исходе. Ясно, что до Хабаровска не дотянуть, а под крылом сплошная тайга.
Гризодубова принимает решение на вынужденную посадку. Перед тем она приказала Расковой выпрыгнуть с парашютом. Её кабина находилась впереди, и при посадке была опасность гибели штурмана. После этого Валентина сумела ювелирно посадить самолёт на замёрзшее болото. При посадке только немного погнулись винты.
Сталин распорядился немедленно начать поиски пропавшего экипажа! Но только через девять суток его обнаружил летчик Михаил Сахаров на своём гидросамолёте. Уже уходя из района поисков, он заметил в болоте большой самолет, а возле него две фигурки, размахивающие куполами раскрытых парашютов.
Сбросили девушкам записку: "Прилетим снова завтра", после чего Сахаров вернулся в Хабаровск. Там здорово удивились, что "Родина" оказалась так далеко от запланированного маршрута.
Спасательной операцией взялись руководить флаг-штурман ВВС СССР Александр Бряндинский и комдив Яков Сорокин. Свои действия они не согласовали друг с другом - каждый торопился первым доложить Сталину о спасении экипажа. Это и привело к трагедии.
Бряндинский самовольно взял самолет командующего армией Ивана Конева, посадил в него группу парашютистов и вылетел к месту вынужденной посадки. А с Сорокиным полетели врач, 14 десантников и спортивные комиссары, которые должны были составить акт о мировом рекорде женского экипажа.
Когда их самолеты хаотично кружились в районе поиска, дуглас Бряндинского ударил крылом по хвосту самолета Сорокина. Обе машины упали в тайгу. Погибли 15 человек, в том числе Бряндинский и Сорокин, остальные получили ранения и травмы.
Через несколько дней Гризодубову и Осипенко вывели из леса, а на десятые сутки нашлась и заплутавшая Раскова, которая пробиралась через тайгу с пистолетом в кобуре и двумя шоколадками в кармане. Вместе с девушками в Хабаровск доставили и раненых спасателей.
Тела комдива Якова Сорокина и флаг-штурмана ВВС Александра Бряндинского вывез на гидросамолёте лётчик Павел Генаев. Их похоронили с воинскими почестями в Комсомольске-на-Амуре, намеренно изменив дату гибели. А остальных 13 погибших спасателей оставили в тайге и предали забвению. Только в 1968 году их останки обнаружили охотники.
******************************************************************************************
Из Москвы в Хабаровск в адрес экипажа пришла телеграмма: "Поздравляем вас с блестящим выполнением перелета! Ваша отвага, хладнокровие и высокое лётное мастерство, проявленные в труднейших условиях пути и посадки, вызывают восхищение всего советского народа". О погибших спасателях в газетах не вспоминали.
В Хабаровске торжественно встречали героический экипаж.
И на каждой станции от Хабаровска до Москвы девушек также встречали тысячи людей, восхищенных их подвигом
А 2 ноября 1938 года Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова стали первыми в СССР женщинами - Героями Советского Союза.
После перелёта судьбы девушек сложились по-разному. Полина Осипенко погибла 11 мая 1939 года во время учебно-тренировочного полёта на самолёте УТИ-4. Вместе с героем Гражданской войны в Испании комбригом Анатолием Серовым она отрабатывала слепой полёт по приборам. Сначала в передней кабине сидел Серов, а в задней "под колпаком" - Полина Осипенко.
Полёт проходил на заданной высоте 1000 метров и завершился благополучно. Во втором вылете они поменялись местами - в заднюю закрытую кабину сел Серов, а в передней кабине обеспечивала безопасность Осипенко.
Но почему-то она набрала высоту только 500 метров, вдвое меньшую заданной, и Серов приступил к выполнению упражнений. На втором вираже самолёт сорвался в штопор, а слишком малая высота не позволила избежать катастрофы.
Погибли сразу два Героя Советского Союза, и в стране был объявлен траур. Во время торжественных похорон урну с прахом майора Осипенко к Кремлёвской стене нёс Вячеслав Молотов, а урну с прахом комбрига Серова - Иосиф Сталин.
И в дальнейшем Сталин опекал вдову Анатолия Серова артистку Валентину Серову, как и вдову Валерия Чкалова Ольгу, и приглашал их на кремлёвские приёмы.
*****************************************************************************************
Марина Раскова с началом войны организовала три женских авиаполка - 586-й истребительный на Як-1, 588-й легкобомбардировочный на У-2 (Ночные ведьмы) и 587-й бомбардировочный на Пе-2, который сама и возглавила. Этот полк с декабря 1942 года располагался в районе села Житкур Сталинградской области.
А три машины этого полка в начале января 1943 года находились на аэродроме Самары. Два самолёта Любови Губиной и Галины Ломановой завершали ремонт, а Марина Раскова решила дождаться их, чтобы вернутся в часть вместе с ними.
Когда всё было готово к полёту, начались снегопады. Но Раскова всё же решила лететь к Сталинграду. Она не успела принять непосредственное участие в боевых действиях и торопилась на фронт восполнить этот пробел.
4 января 1943 года погода тоже была нелётной, и оперативный дежурный запретил вылет. Но Раскова в обход местного начальства через Москву добилась разрешения.
Уже в Саратовской области самолёты встретили снежные заряды, и Марина попыталась пробить облака, чтобы лететь над ними. Она была неплохим штурманом, а лётной практики почти не имела. Да и Пе-2 был совсем не прост в управлении. В результате её действий, самолет рухнул на землю, и весь экипаж погиб.
Кирилла Хиля, Владимира Круглова и Николая Ерофеева похоронили в братской могиле на Воскресенском кладбище Саратова. А на месте падения самолёта поставили мемориал. Ломанова и Губина были опытными пилотами, поэтому сумели совершить вынужденную посадку, хотя и жёсткую, и получили только ушибы и ссадины.
Урна с прахом Марины Расковой была с воинскими почестями захоронена в Кремлёвской стене 12 января 1943 года. Рядом с её подругой Полиной Осипенко.
Так погибли две лётчицы из экипажа Валентины Гризодубовой. А ей самой повезло гораздо больше. В войну Валентина командовала полком дальней авиации и дослужилась до звания полковника. И ещё долго после войны она работала в авиации. Её вспоминают как человека, которые помог очень многим попавшим в беду людям.
Помогла она и летчику Михаилу Сахарову, который в свое время спас ее экипаж. Сахаров был сбит над территорией противника и попал в плен к немцам. Бежать из плена он сумел только в апреле 1945-го. А после войны, как и многие побывавшие в плену, едва не стал заключённым ГУЛАГа.
Гризодубова нашла его и добилась реабилитации пилота. Она защищала и других лётчиков, бежавших из плена к партизанам - их она вывозила на Большую Землю. И спорила потом ради них с самим Лаврентием Берия.
Валентина также ходатайствовала перед председателем Военной коллегии Верховного суда Ульрихом за Сергея Королёва и добилась смягчения приговора. Из ГУЛАГа Королёва вернули в столицу и направили работать в "шарашку" к Андрею Туполеву.
Что касается самолета "Родина", то после небольшого ремонта и заправки его удалось поднять в воздух и перегнать в Москву. До начала войны он больше не поднимался в воздух, а потом выполнял полеты в интересах наркомата авиапромышленности. В 1943 году его списали в утиль.
Так закончилась эта история. Всем удачи!