Небо Второй Мировой Войны надёжно и прочно ассоциируется исключительно с передовыми советскими, немецкими, британскими и американскими разработками. Именно летательные аппараты из упомянутых стран творили в небе настоящие баталии, иногда сходясь построениями и эскадрильями по тысячам машин с каждой стороны.
Но ведь были и другие участники ВМВ, которые тоже что-то пытались сделать на земле и небе. И сегодня речь пойдёт о боевом летательном аппарате, разработанном в Италии - в стане главного, но такого кратковременного и ненадёжного союзника Гитлера. Речь пойдёт о Fiat G.50 Freccia.
Рождение итальянской "Стрелы": предпосылки создания
Когда в середине 1930-х годов авиационные конструкторы по всему миру начали переходить от бипланов к монопланам, итальянские ВВС все еще полагались на устаревающие Fiat CR.32. Мне всегда было интересно, как так получилось, что страна, прославившаяся своими достижениями в авиации, оказалась на обочине технологического прогресса. Ответ прост: консерватизм итальянского военного руководства. Пока Messerschmitt Bf.109 уже совершил свой первый полет в 1935 году, итальянцы продолжали модернизировать свои бипланы, вплоть до появления Fiat CR.42 Falco в 1939 году.
Однако прогресс остановить было невозможно. В 1936 году итальянские авиаконструкторы наконец-то приступили к разработке современного моноплана, который должен был составить конкуренцию передовым летающим боевым машинам планеты. Но здесь их поджидал серьезный вызов: итальянская промышленность не могла создать мощный рядный двигатель...
Это обстоятельство определило дальнейшую судьбу G.50 — вместо ожидаемого рядного мотора он получил звездообразный двигатель Fiat A.74 RC.38 мощностью 840 л.с. Именно этот "компромисс" придал истребителю его неповторимый облик и подарил ему прозвище "Freccia" — "Стрела".
Конструкторский гений Джузеппе Габриелли
За созданием G.50 стоял выдающийся инженер Джузеппе Габриелли — человек, чье имя сегодня известно скорее узким специалистам, а не широкой публике. Мне кажется, что Габриелли заслуживает гораздо большего внимания, ведь именно он сумел создать первый цельнометаллический истребитель в Италии, вопреки всем техническим ограничениям. Что особенно поражает, так это то, что он предложил собственное решение, адаптированное к возможностям итальянской промышленности, а не принялся банальным копированием немецких машин, чьи чертежи были в доступности.
Одним из самых интересных эпизодов в истории создания G.50 стала дискуссия о кабине пилота. Первоначальный проект предусматривал полностью закрытую кабину. Но итальянские пилоты, привыкшие к открытым кокпитам бипланов, настояли на изменении проекта. В результате серийные самолеты получили полуоткрытую кабину, что, по мнению современников, ухудшило аэродинамику, но повысило специфический комфорт и обзор для пилота. Эта история показывает, как даже в технологически продвинутом проекте человеческий фактор может перевесить чисто технические соображения.
Технические особенности G.50 Freccia
Длина всего 7,8 метра, при размахе крыла в 11,0 метров, создавала впечатление компактного, но при этом маневренного самолета. Вес пустого истребителя составлял 1963 кг, что было достаточно мало для своего времени, а максимальная взлетная масса достигала 2403 кг.
Одной из самых интересных особенностей G.50 была его силовая установка. Звездообразный двигатель Fiat A.74 RC.38 с 14 цилиндрами, охлаждался воздухом и развивал мощность 840 л.с. Интересно, что звездообразный двигатель имел и свои преимущества — он был менее уязвим для повреждений, так как даже при выходе из строя одного цилиндра силовой агрегат продолжал работать.
Трехлопастной винт Hamilton-Fiat диаметром 3 метра обеспечивал эффективное преобразование мощности двигателя в тягу. Всё равно этого было мало по меркам времени - максимальная скорость составила 473 км/ч на высоте и 400 км/ч у земли. Для сравнения, максимальная скорость Messerschmitt Bf.109, составляла 570 км/ч.
Первые испытания и серийное производство
Первый полет G.50 состоялся 26 февраля 1937 года. Это было крайне важным событием, ибо в преддверии ВМВ в небо поднялся первый конкурентный цельнометаллический моноплан Италии с убирающимся шасси, оставив позади эпоху бипланов.
Серийное производство началось в ноябре 1937 года и продолжалось до августа 1942 года. За это время было выпущено 833 экземпляра. Производство велось на заводах CMASA в Марина-ди-Пиза и "Аэронаутика д'Италиа" в Турине. Что меня удивляет, так это то, что производство продолжалось даже после того, как стало очевидно, что G.50 уступает более современным истребителям. Возможно, это было связано с нехваткой ресурсов для перехода на производство более новых моделей.
В 1942 году G.50 был заменен на более совершенный Fiat G.55 Centauro, который уже оснащался рядными двигателями по лицензии от немцев. Но G.50 остался в истории как важный шаг в развитии итальянской авиационной промышленности.
Боевой путь "Стрелы": от Испании до Сицилии
Боевая карьера G.50 началась раньше, чем можно было ожидать — в феврале 1939 года, во время Гражданской войны в Испании. Итальянские власти активно поддерживали режим Франко, отправляя туда свои новейшие самолеты для "полевых испытаний".
Одной из самых удивительных глав в истории G.50 стала его служба в финских ВВС. После начала Зимней войны между СССР и Финляндией в 1939 году Италия решила помочь Финляндии, отправив 35 самолетов G.50. Но история эта оказалась непростой: пять машин были разбиты еще при перегоне и освоении.
Оставшиеся 30 истребителей проявили себя в боевых действиях против Советского Союза. Финские пилоты, известные своим мастерством, быстро освоили итальянские машины и использовали их как в Зимней войне (февраль-март 1940 года), так и в последующей Великой Отечественной Войне с июня 1941 по июнь 1944 года. Мне кажется, это один из самых ярких примеров того, как "не самый передовой" самолет может стать эффективным оружием в руках опытных пилотов и при правильной тактике.
С июня 1940 года G.50 активно использовались во Франции, а в октябре того же года приняли участие в "Битве за Британию". Хотя их роль в этом масштабном воздушном сражении была незначительной, факт их участия сам по себе примечателен. С сентября 1940 по март 1943 года истребители активно применялись в Северной Африке, где их маневренность и надежность проявили себя в условиях пустынного климата.
Особенно запоминающимся эпизодом стало участие G.50 в обороне Сицилии в июле 1943 года. Итальянские пилоты на своих "Стрелах" вступали в отчаянные бои с многочисленными американскими и британскими самолетами. Хотя технически G.50 уже уступал многим современным истребителям, его пилоты, благодаря отличной подготовке, добивались некоторых успехов. Но, разумеется, это уже никак не могло повлиять на общий крах страны.
Fiat G.50 Freccia не был самым совершенным истребителем Второй Мировой. Но как первый цельнометаллический моноплан Италии он открыл новую эру в итальянском авиастроении и продемонстрировал, что даже в условиях технологических ограничений можно создать эффективный боевой самолет.
С уважением, Иван Вологдин
Подписывайтесь на канал «Культурный код», ставьте лайки и пишите комментарии – этим вы очень помогаете в продвижении проекта, над которым мы работаем каждый день.
Прошу обратить внимание и на другие наши проекты - «Танатология» и «Размеренность Бытия». На этих каналах будут концентрироваться статьи о других исторических событиях.