Интерьеры Китайского дворца в Ораниенбауме удивительно красивы. Дворец с момента его постройки в 1767 году называют «шкатулка с драгоценностями».
Екатерина Великая предоставила итальянскому архитектору Антонио Ринальди неограниченную свободу творчества в сочетании с неограниченным денежным кредитом. Видимо, все таки знала, кому доверяет. Антонио Ринальди перед прибытием в Россию много путешествовал по Италии, Англии и Германии, беря на заметку лучшие архитектурные произведения-павильоны, виллы, дворцы. Антонию Ринальди был не только архитектором, а и очень хорошим художником. Стоит только взглянуть в Китайском дворце на красивейший рисунок паркета, стен, лепные украшения.
После реставрации 2024 года помещения расположили по первоначальному замыслу архитектора: сначала посетители заходят в Переднюю, далее Гардеробную и Розовую гостиную, соединяющая центральную часть дворца с половиной Павла Петровича.
Розовая гостиная.
Выглядела в восемнадцатом веке совсем иначе, чем сейчас. Сделаю небольшое отступление. Писала в более ранних публикациях на канале, что в модном Помпеянском стиле решён Царицын павильон в Петергофе. Когда Ринальди задумывал концепцию Голландского домика, то Помпеи ещё не были обнаружены. Первоначально археологи откопали Геркуланум, расположенный на склоне Везувия, неподалёку от Неаполя.
Ринальди следовал европейской моде в помпеянском стиле и поэтому стены Розового зала украсил произведениями живописи с изображением древнеримского Геркуланума, аналогичного древним Помпеям.
Античная тема нашла отражение в плафонах во всех помещениях, в том числе с абсолютно китайскими интерьерами. Их оставили оригинальными и не меняли в период реконструкции дворца для княгини Екатерины Михайловны- последующей владелицы дворца, супруги Великого князя Михаила Павловича. Стены обклеили бумажными обоями с золотой резьбой и окантовкой.
Панно на холсте, написанные предположительно Серафиано Бароцци с изображением Геркуланума исчезли.
Живописные медальоны на южной, западной и северной стенах кабинета кисти Неффа в ходе частичной реставрации в 1946 году были перенесены в ГМЗ «Павловск».
Функциональное назначение Розовой гостиной- предопочивальня.
Интерьеры дворца пропитаны духом легкого интерьера, особенно ощутимого в Розовой гостиной.
Присмотритесь к панно над дверью: пути надувают воздушный шарик, символизируя легкость и беспечность эпохи Людовика Пятнадцатого -жизнь, как мыльный пузырь, изящна и легкомысленна и роскошна.
В Розовой гостиной Ринальди оставил на рисунке паркета свой фирменный знак две ленты и гирлянды цветов с бантом:
Паркеты в технике «маркетри» изготовлены в натуральном цвете дерева, с использованием различных пород - палисандра, красного дерева, сандала, розового дерева, эбенового, поставленных по заказу из Италии и других зарубежных стран. Белый цвет чаше всего в рисунке выполнялся из слоновой кости или моржового клыка. При укладке паркета в Китайском дворце применяли технику, как «маркетри», так и «интарсия». Во внешнем виде отличий мало, лишь в том, что пол из «маркетри» требует ещё более бережного отношения и ухода.
В помещениях Китайского дворца постоянно поддерживается влажность воздуха 55% и температура 18 градусов в целях сохранности паркетов и росписи.
На потолке подлинный плафон «Аврора и Диана»
Штофная опочивальня.
Штофная опочивальня служила парадной спальней наследнику престола Великому князю Павлу Петровичу. В восемнадцатом веке была декорирована штофом «по селадоновому», то есть по голубовато -зелёному грунту.
Альков находится в трельяжном полуциркуляре с двухспальной кроватью стиля «а ля дюшес» под пристенным балдахином. Работа французского мастера Ж.Б. Тийяра восемнадцатого века.
Справа на стене портрет кисти неизвестного итальянского художника с изображением первой супруги Павла Петровича Натальи Алексеевны.
Особо ценными в опочивальне являются панно из позолоченной рисовой соломки, вышитые стеклярусом и шёлковыми нитями в технике «синель». Вышивались панно мастерицами из салона француженки мадам де Шелль. Стеклярус изготовлен из смальты на заводе М. Ломоносова.
В ходе реконструкции 1855-57 годов живописные художественные полотна заменили на настенную роспись.
Изысканно красивы панно на стенах середины девятнадцатого века:
Представлены в виде настенной росписи в предальковной части опочивальни, изображающие безмятежные пасторальные сюжеты «Девушка на качелях» и «Разорители воробьиных гнёзд».
Кресла в опочивальне середины девятнадцатого века выполнены известной французской мебельной фабрикой с рисунком на мотивы басен Жана де Лафонтена «Обезьяна и кот», «Олень и его отражение», «Лев и мышь».
В изящном рисунке паркета можно разглядеть маленькие четырехлистники, плафон на потолке повторяет ту же форму. Такими, казалось бы незначительными деталями определяется стиль, мелочи имеют значение.
Благодарю за прочтение, буду очень рада лайкам и комментарием с вашим мнением.
Ели вам понравилось и вы не подписаны, подпишитесь, вам это ничего не стоит, а автору будет приятно.❤️
Фото авторские.