Контракты в кино звучат скучно, пока не доходишь до пунктов, которые прописывают большие звезды. У Джулии Робертс много лет действует полный запрет на любые обнаженные сцены. Роджер Мур, играя Джеймса Бонда, требовал постоянный запас элитных сигар Montecristo. Стив Маккуин настоял, чтобы у него и Пола Ньюмана было одинаковое количество реплик в фильме "Вздымающийся ад".
А дальше начинаются условия, которые выходят за рамки привычного. Я собрал десять редких и правда странных требований, которые актеры вписывали в свои контракты.
Заплатили, чтобы уволить: Фантастические твари: Тайны Дамблдора - Fantastic Beasts: The Secrets of Dumbledore (2022)
В Голливуде есть особый пункт контракта под названием pay-or-play. Он гарантирует актёру полный гонорар независимо от того, выйдет ли фильм или его снимут вообще. Такой бонус обычно достаётся только самым востребованным звёздам.
История Джонни Деппа с третьими "Фантастическими тварями" стала показательным примером. Он успел отснять всего одну сцену в роли Грин-де-Вальда, когда студия попросила его покинуть проект. Причина — громкий судебный процесс, который Депп проиграл против британской газеты The Sun. Но в его контракте не было пункта о морали, а значит, нарушения с его стороны на площадке не было.
В итоге Warner Bros. пришлось выплатить ему всю сумму — около 16 миллионов долларов — и заменить на Мадса Миккельсена. Такой сценарий показывает, насколько рискованными бывают pay-or-play соглашения и почему их могут позволить себе только топ-звёзды.
Никаких игрушек и видеоигр: Лучший стрелок - Top Gun (1986) и другие проекты Тома Круза
Том Круз — воплощение голливудской суперзвезды, но у него есть одно необычное правило. Во все его контракты на крупные фильмы включён пункт, запрещающий использовать его внешность для создания экшен-фигурок, видеоигр и другой сопутствующей продукции.
Эта традиция идёт ещё со времён "Лучшего стрелка", и Круз принципиально не даёт согласия на игровые адаптации с его лицом или даже на обложки. Поэтому фигурок Итана Ханта из "Миссии невыполнима" официально не существует: все варианты, что можно найти, сделаны фанатами или сторонними компаниями.
Ходят слухи, что за этим может стоять влияние саентологии, но доказательств нет. И если учесть, какие деньги могли бы приносить лицензированные товары, его позиция выглядит ещё более загадочной.
Право вето на неудачные дубли: Энни - Annie (2014)
Кувенжаней Уоллис было всего десять лет, когда она снялась в ремейке мюзикла "Энни". Но статус у юной актрисы уже тогда был особенный: незадолго до съёмок она получила номинацию на "Оскар" за роль в инди-драме "Звери дикого Юга", став самой молодой претенденткой в этой категории. Это дало ей серьёзные позиции на переговорах по контракту.
В итоге Уоллис добилась редких условий. Она оказалась второй в титрах и промо-материалах сразу после Джейми Фокса, обогнав даже Кэмерон Диас. Но самым интересным пунктом стало её право вето на неудачные дубли: ни один из них не мог попасть в финальный монтаж или на DVD без её согласия.
Для ребёнка, который мог смущаться из-за собственных ошибок, такая защита выглядела скорее разумной, чем капризной.
Личный пляжный домик на съёмках: Гравитация - Gravity (2013)
Особые условия для звёзд — вещь привычная: кто-то требует редкое шампанское, кто-то отдельный спортзал. Но Джордж Клуни пошёл дальше. Работая над "Гравитацией", он настоял, чтобы к его трейлеру пристроили целый мини-комплекс для отдыха.
В результате актёр получил личный пляжный домик с гидромассажной ванной, террасой, баскетбольной площадкой и даже ландшафтным садом. Студии это стоило больше 100 тысяч долларов, но при общем бюджете в 130 миллионов сумма выглядела несущественной.
А если вспомнить, что "Гравитация" собрала свыше 700 миллионов в прокате, становится ясно: довольный и расслабленный Клуни окупил своё уединённое убежище.
Гольф дважды в неделю, без исключений: Любой фильм Сэмюэла Л. Джексона
Сэмюэл Л. Джексон известен как один из самых занятых актёров Голливуда, и, похоже, он отлично понимает, как сохранить баланс между работой и личными увлечениями. Во все свои контракты Джексон вписывает пункт, который гарантирует ему право играть в гольф два раза в неделю во время съёмок.
Трудно представить, как Ника Фьюри срочно увозят с площадки Marvel, чтобы он сделал несколько ударов по мячу, но именно так это и работает. По словам самого актёра: "Обычно меня либо селят рядом с полем для гольфа, либо я вступаю в местный клуб. И они обязаны позволять мне играть минимум дважды в неделю".
Джексон объясняет свою любовь к гольфу просто: это игра, где ты полностью отвечаешь за свои ошибки и сам же получаешь всю славу за успехи — идеально для единственного ребёнка в семье, которым он и был.
Вечная роль в фильмах одного режиссёра: Все фильмы Гэрри Маршалла
Характерный актёр Гектор Элизондо больше всего известен по давнему сотрудничеству с режиссёром Гэрри Маршаллом. С 1982 по 2016 год он сыграл во всех восемнадцати картинах Маршалла, и зрителям это казалось тёплой традицией или знаком дружбы. Но за этим стояло нечто большее.
Оказалось, что условие присутствия Элизондо было закреплено в контрактах самого Маршалла. В каждом режиссёрском договоре он оставлял за собой право дать роль своему другу и коллеге.
Самое трогательное в этой истории то, что Элизондо узнал об этом только после смерти Маршалла. Режиссёр никогда не рассказывал ему о существовании такого пункта, и для актёра это стало откровением — подтверждением того, насколько высоко Маршалл его ценил.
Никакой работы во время игр "Лейкерс": Проект любой ценой
Джек Николсон известен не только как обладатель "Оскара", но и как главный фанат "Лос-Анджелес Лейкерс". С 1970-х он владеет абонементом на места прямо у площадки и редко пропускает матчи. Поэтому в его контрактах появился особый пункт: график съёмок должен подстраиваться под расписание домашних игр команды.
Чаще всего проблем это не вызывало — многие фильмы с его участием снимали в Калифорнии. Но во время драмы "Чертополох" (1987) съёмочной группе пришлось изрядно потрудиться: съёмки шли в Нью-Йорке в самый разгар сезона НБА. Николсон настоял на том, чтобы найти выход, ведь матчи были для него священным ритуалом — а команда в тот год стала чемпионом.
Никаких лодок и самолётов: Полиция Майами: Отдел нравов - Miami Vice (2006)
Когда Майкл Манн перезапускал культовую "Полицию Майами", Джейми Фокс уже был на вершине карьеры — за роль Рэя Чарльза он получил "Оскар", и это дало ему возможность диктовать условия.
Сначала актёр выбил себе повышенный гонорар, из-за чего Колину Фарреллу пришлось согласиться на меньшее вознаграждение. Но куда более неожиданным оказалось другое требование: Фокс отказался сниматься в сценах на лодках и самолётах. Для фильма о наркокартелях в Майами это звучало почти абсурдно, ведь такие эпизоды были ключевыми.
Один из членов команды в анонимном комментарии назвал Фокса "дивой, которая боялась лодок и самолётов", добавив при этом, что Фаррелл "был готов на всё". В итоге продюсерам пришлось адаптировать сценарий под новые ограничения, хотя по плану именно Фокс должен был быть центром самых рискованных сцен.
Равное количество тумаков для всех: Форсаж - The Fast and the Furious (вся серия фильмов)
Экшен-звёзды редко готовы уступать, особенно когда речь идёт о том, кто выглядит круче на экране. В 2019 году стало известно, что Дуэйн Джонсон, Вин Дизель и Джейсон Стейтем включали в свои контракты особые пункты, регулирующие количество ударов, которые их персонажи могут получить в драках.
Джонсон и Стейтем настояли на том, чтобы их герои не выглядели слабыми, а Дизель пошёл ещё дальше — он разработал целую систему подсчёта ударов. В ней фиксировалось, сколько раз каждый из актёров получает по лицу, корпусу или даже головой, чтобы гарантировать абсолютное равенство.
В результате сцены драк во "Форсаже" превратились не только в постановочные бои, но и в своеобразный баланс сил между актёрами, где никто не мог проиграть слишком явно. Очень по-взрослому.
Бонус за уход другой актрисы: Мой парень - псих - Silver Linings Playbook (2012)
Хотя Марк Уолберг в этом фильме так и не появился, он был очень близок к роли, которая в итоге досталась Брэдли Куперу. Уолберг даже подписал контракт, где был прописан крайне необычный пункт.
Изначально его партнёршей по фильму должна была стать Энн Хэтэуэй. Но если она выходила из проекта, Уолберг автоматически получал бонус в 900 тысяч долларов — на случай, если на её место возьмут менее кассовую актрису. В итоге Хэтэуэй действительно ушла, а её роль досталась Дженнифер Лоуренс.
Ирония ситуации в том, что сам Уолберг тоже покинул проект из-за постоянных переносов съёмок. Если бы не проблемы с графиком, он мог бы получить почти миллион долларов только за то, что работает с Лоуренс. Неплохой бонус за несостоявшийся дуэт.
Спасибо, что дочитали. Больше таких разборов и актуального в моем Telegram - обязательно подпишитесь! Если было полезно - поддержите лайком и подпиской, ваша оценка важна.
Поддержать канал можно по ссылке ниже! Спасибо!