Найти в Дзене

Depeche Mode – 45. Enjoy the Depeche Mode.Ч. 2.1981.Speak&Spell. Британское электронное вторжение. В тени великих Kraftwerk;

Давно известно, что 70-е годы – время расцвета рока. Звучание утяжелилось. Появились такие команды, как Queen, Deep Purple, Slade, и в это же самое время, в ФРГ появились команды, которые впоследствии окажут влияние на легендарных британцев – Tangerine Dream и великие Kraftwerk. Но то, что они делали до середины 70-х – это авангардно, и вряд ли бы заинтересовало юных Энди и Винса, но к 1974 – 1975 годам электроника стала более мелодичной, и появление группы уже маячило где-то в воздухе.

Однако несмотря на это, электронику пока что не жаловали (вспомните хотя бы легендарного Жан-Мишеля Жарра и его «Кислород», который отказывались издавать многие лейблы). И лишь к концу 70-х ситуация в этом плане выправилась. Но это касалось исключительно ФРГ и Франция. В Британии же пока не всё столь идеально, но скоро праздник придёт и на их улицу, а пока….

Как уже было выше сказано с появлением Дэйва Гэхана, группа стала называться Depeche Mode. Название заимствовано у Французского журнала, который… к слову сказать, почил в бозе в 2001 году, когда команда готовила к выходу…а впрочем, давайте вернёмся в 1980 год, когда группа уже вовсю давала первые и записала …дебютную песню Photographic для сборника Some Bizzare.

Одна из первых записей группы.
Одна из первых записей группы.

От автора.

На самом деле песня была не совсем дебютной, ибо сегодня на просторах интернета нашли ещё более раннюю версию с вокалом Винса.

И тем не менее, они перезаписывают трек в чуть более лучшем качестве, однако саунд больше смахивает на демо, поэтому и впоследствии её перезапишут ещё раз.

Да, ну и ещё пару слов о названии группы. Возможно, название было продиктовано ещё и тем, что французские электронные музыканты на тот момент были (наряду с немцами), наверное, одними из самых видных музыкантов (кроме Жан-Мишеля Жарра, это были и Жан-Жак Перре, Ришар Пина и многие другие).

И тем не менее, они предпочли идти своей дорогой, и едва наступили первые октябрьские дни 1980 года, как группа начала давать первые концерты, проходившие правда с переменным успехом.

Типичный не институтский сейшен.
Типичный не институтский сейшен.

И дальше-больше. Группа есть, самое время начинать записывать студийный материал, но для этого надо было найти подходящий лейбл. Конечно, на лейблы типа EMI замахиваться не следовало, но в тоже самое время и многие независимые лейблы тоже отказывались принимать материал. Можно было бы считать, что группа прекратила своё существование, даже не начав свою деятельность. Но….

-3

На их счастье, в канун нового года, судьба знакомит их с Дэниэлом Миллером, который был …шефом недавно созданной студии Mute Records. Это был шанс для молодой группы, и надо сказать, они его c лихвой использовали, и в марте 1981 года началась над дебютным альбомом, названным…Speak&Spell.

При этом никакого официального контракта заключено не было – лишь рукопожатие с прибылью 50Х50(как в песне «Тебе половина, и мне половина…»). Вот слова Миллера на этот счёт:

Не понимал, зачем нам контракт. Если ты честен с музыкантами, не ограничиваешь их свободу, зачем нам юристы?

Дэниэл Миллер.
Дэниэл Миллер.

Можно было сказать, все были довольно, и едва наступили первые мартовские дни 1981 года, как команда выпускает сингл Dreaming of me/Ice machine, саунд которого не сильно понравился Энди Флетчеру. Впрочем, студия открылась недавно, и достичь оптимального звучания пока что очень сложно. Тем не менее, это не помешало им стать первыми в хит-параде независимых групп.

Можно сказать, с этого момента и закипела жизнь группы, и к 5 октября 1981 года был готов материал, названный Speak&Spell.

-5

Для справки.

Speak&Spell – это одно из первых портативных электронных устройств с визуальным дисплеем, работающих со сменными игровыми картриджами.

Впрочем, появилось оное за три года до альбома, и ей даже пользовались легендарные Kraftwerk во время сессий Computerworld (нем.название – Computerwelt). Впрочем, речь не о немцах, тем более что в 80-е годы они переживали спад, ибо синтезаторы медленно, но, верно, входили в массы, и можно смело сказать, что вслед за Германией и Францией, курс на «оживление» синтезаторов взяла и Англия. Началось успешное Британское электронное вторжение.

Однако, не все так тепло приняли сие творение. Вот одна из рецензий от некоего Уинстона Смита:

- Музыкальные рисунки группы неоправданно часто повторяются, из-за чего внимание зрителя рассеивается.

Но не стоило ребятам так переживать, тем более что их первый продюсер и по совместительству шеф недавно основанной компании Mute records Дэниэл Миллер верил в успех проекта, а компании, отказавшиеся издавать потенциальный шедевр попросту кусали локти, особенно в этом деле “преуспел” проект Some Bizarre. Вот, что на эту тему говорил Винс Кларк:

После выхода Some Bizarre, нами заинтересовались, и вся тусовка начала к нам тянуться.

Мартин Гор: Мы не хотели связываться с крупной студией звукозаписи, а на Mute мы просто хотели сделать запись, и не более.

От автора.

Впрочем, такую конфронтацию с крупными лейблами легко объяснить. Всей четвёрке было не более 22 лет, и даже тот факт, что Мартин и Энди получали хоть какие-то деньги не убедил их, Винс на тот момент находился в гиперактивном поиске работы, а Дэйв так вообще был бедным студентом.

И вот настало 5 октября 1981 года. Альбом поступает в продажу. Саунд альбома был чисто электронным, а песни представляли из себя, лёгонькие, в духе рок-н-ролла 60-х годов композиции ну разве вместо гитар и барабанов были синтезаторы и драм-машины.

Всего в этом альбоме 11 песен, и за исключением двух песен- Tora! Tora! Tora! и Big Muff-написанных Мартином Гором, все остальные написал Винс Кларк.

New Life. “Новая жизнь”. Поди уж разбери, что имел в виду Винс под всеми этими “complicated, circulated new life”...и иже с ними...а уж под “operating, generating new life”...часом ли не процесс, в результате которого эта “new life” может возникнуть?

I Sometimes Wish I Was Dead. “Иногда я жалею, что я не мёртв”. Самое смешное, что нигде в песне эта строчка и не встречается... а сама песня что-то про “современную любовь”... даааа, логика у Винса-вещь интересная...Тема для исследования Британскими учёными.

Puppets. “Марионетки”. Песенная история про манипулятора в чистом виде...типа его девушка-его марионетка...так, товарищи психологи, кыш-кыш-кыш, свои психологические разборы будете производить в другом месте, хе-хе...

Boys Say Go! “Парни говорят “Да!”. Кому это они там говорят “да!”? И по ходу, они там все четверо поют хором-и Мартин, и Винс, и Дэйв, и Энди...

Nodisco. “Не диско”. По ходу песни, пацаны не хотят танцевать под какую-нибудь иную музыку-им, блин, диско подавай...

What`s Your Name? “Как тебя зовут?” Эй, пацаны...вы там что, свежую кровь так в DM привлекаете-типа “эй, ты такой симпатичный парень!”? По ходу, они так в коллЭктив Алана и зазвали...

Photographic. “Фото”(ну, или “Фотопортреты”, кому как больше нравится...) По ходу текста, это песня по уши влюблённого в девушку фотографа, который хочет добиться её...ну, я вот понимаю это так, как-то так...

Tora! Tora! Tora! “Тора! Тора! Тора!”(для справки: сие есть не что иное, как радиограмма японского лейтенанта Футиды, возглавлявшего налет на Перл Харбор, о начале гавайской операции японских военно-морских сил 7 декабря 1941 года). По ходу дела, эта песня рассказывает про роман двоих как раз во время этих событий...по крайней мере, это я так думаю, что имел в виду написавший текст этой песни Мартин-фиг его знает...

Big Muff. “Большая гильза”...или всё-таки “муфта”? А сие есть композиция инструментальная, Депеши и в инструменталы тоже умеют...а вот этот трек написал тоже Мартин...

От автора.

Инструменталы вообще нечастое явление в альбомах группы. По меньшей начиная с 1983 по 1993 годы инструменталы вообще были в би-сайдах синглов. Оправданно ли это?Справедливо ли?

Any Second Now(Voices). “В любую секунду”, ну, или “Вот-вот”. И на что намёк-что кто-то хочет уйти, или наоборот-что кто-то хочет кого-то оставить? Ну Винс, ну загадал нам загадку всех времён и народов...

Just Can`t Get Enough. “Мне всё мало”...ага, ну да, влюблённым пацанам, впрочем, как и девчатам, всё время мало времени, чтобы быть рядом со своей любовью...им хочется больше... Вот и в этой песне парень говорит своей девчонке-мол, мне всё мало... Ну что ж, раз вам обоим мало-добро пожаловать в ЗАГС, дабы зарегистрировать ваш союз и потом удрать в свадебное путешествие во время медового месяца, ёлки...

В кассетном и CD-вариантах встречаются инструментал Any Second now, а также ремикс Just can't get enough, Dreaming of me, Ice machine и Shout

Едва альбом поступил в продажу, как его окупаемость резко возросла. Только за первые 5 дней было продано свыше 100.000 экземпляров альбома, группа попадает в гиперавторитетную музыкальную программу британского телевидения “Tops Of the pops”. Впрочем, занимавшиеся пока Мартин и Энди занимались своим привычным делом – работой в банке. Впрочем, немало удивив своих коллег. Ну а едва группа достигла первых успехов, им пришлось сделать выбор – жёсткие графики работы английских банков не совместимы с концертными турами, и они что называется завязывают с рутиной уволившись с работы. Дэйв отчислился из колледжа, ну а Винс походу пьесы нашёл дело всей жизни, ну а в конце 1981-го….

Depeche Mode - Speak And Spell (Deluxe) (Full Album)