Добрый день! Продолжаем разговор о живописи на фарфоре. Есть очень интересные истории. Например, сегодня я показываю вам уникальную пару, которую расписал известный художник А. М. Нечаев.
Не знаю нравятся ли вам вещи, декорированные в технике сепии.
Сепия — это не просто цвет; это целый мир выразительных возможностей, который может добавить уникальное очарование художественным работам. От древних мастеров до современных художников, сепия использовалась для создания живописных пейзажей и эмоционально насыщенных портретов.
Сепия — коричневый художественный материал, который находит широкое применение в рисовании. Он представлен в разных формах и обладает уникальными свойствами, которые делают его чрезвычайно популярным среди художников. Изначально сепию получали из чернил, производимых каракатицей, что и дало её название.
Сепия известна своей способностью создавать мягкие и плавные тоновые переходы от темного к светлому, что крайне важно для достижения яркости и глубины в произведениях искусства. Коричневый оттенок сепии придаёт рисункам особую ностальгическую атмосферу, напоминая старинные фотографии, благодаря чему работы становятся невероятно привлекательными.
С середины XIX века в среде русских художников возрос интерес к освоению таких материалов, как фарфор и керамика. Многие художественные объединения, кружки, общества проявляли интерес к росписям на фарфоре и фаянсе. В 1876 году Илья Ефимович Репин писал В.В. Стасову из Парижа: «Мы теперь все керамикой занимаемся, пишем на лаве и на блюдах, занятно очень, красиво может выходить, главное ведь какая прочность после обжига в огне...»
Сегодняшняя чайная пара, расписанная художником А. М. Нечаевым, одна из моих любимых. Сюжет, изображенный на этой паре, буквально, дышит спокойствии и умиротворенностью. Художнику на мой взгляд, удалось передать даже дыхание осени, запахи леса и реки.
Нечаев долгое время был членом московского объединения художников «Среда». Это творческое сообщество единомышленников, подобное таким как «Мир искусства», «Бубновый валет», «Голубая Роза», «Абрамцевский кружок» представляло собой объединение художников со схожими взглядами на живопись и искусство в целом.
Художественное объединение«Среда», основанное в 1886 году Владимиром Егоровичем Шмаровиным, имело свой устав, гимн, учетные книги, документально подтвержденный состав участников.
Каждый сезон объединения начинался с протокола, в котором отражались основные организационные правила для всех членов сообщества. Это было место общения художников реалистического направления в живописи, многие из них были членами Товарищества передвижников, Московского товарищества художников, «Союза русских художников».
И.И. Левитан, В.А. Гиляровский, С.И. Ягужинский, К.А. Коровин, А.М. Нечаев, С. Иванов, В. Серов, К. Петров-Водкин, братья Васнецовы, Ф.И. Шаляпин, В.Ф. Комиссаржевская, множество других известных и неизвестных нашим современникам людей встречались, обменивались мнениями на вечерах в доме В.Е. Шмаровина.
Во время этих встреч художники делали зарисовки с натуры, готовили заранее предметы декоративного направления с росписями. Затем работы выставлялись на продажу, разыгрывались в лотерею, а вырученные средства шли на благотворительные цели и на оплату дружеских ужинов.
В 1908 году, на 25-летие литературной деятельности В.А. Гиляровскому члены кружка преподнесли в подарок 12 тарелок с росписями: «Не обессудь, прими еще малое приношение к сему присовокупленное из двенадцати тарелиц состоящее, белой глины глазированных, ребятами нашими размалеванных и в пещи дважды жженных накрепко».
Декоративноприкладные предметы, расписанные художниками кружка, были популярны, их дарили знаменитостям, они раскупались любителями, но нахождение большинства из них сегодня неизвестно.
В А. Гиляровский в книге «Москва и москвичи» писал: «На множестве расписанных художниками тарелок ставится закуска, описанная в меню протокола. Колбасы: жеваная, дегтярная, трафаретная, черепаховая, медвежье ушко с жирком...».
Далее он описывает один из вечеров «Среды», на котором присутствовала Вера Федоровна Комиссаржевская: «Ей дарят расписной ларь, ее потчуют с тарелок, расписанных лучшими художниками «Среды», перед ней цветы с пейзажей Соллогуба, Степанова, Клодта, фрукты на блюде, расписаном Левитаном.
Никакие уверения, что оно обожжено и живописи ничего не грозит, не могут успокоить Веру Федоровну. Это кощунство, есть с тарелок, которых коснулась кисть художника, ни в коем случае, — говорит она и перекладывает фрукты в обыкновенную вазу и свою тарелку тоже заменяет..»
Эти и другие свидетельства, характеризуя общую дружественную и непринужденную атмосферу, царившую на вечерах по средам, дают также основание считать, что, используя собственноручно расписанные предметы декоративно-прикладного искусства, художники пропагандировали популярные идеи того времени — о важности декоративно-эстетических качеств предметов бытового обихода.
Художники собирались по средам и во время этих встреч не только с удовольствием общались между собой, но и занимались любимыми делами: писали картины, расписывали посуду. Белье для росписи приобретали на русских заводах Корниловых и Кузнецовых.
Сегодняшняя пара это редчайший предмет, дошедший до наших дней, практически, в идеальном состоянии. Продавец рассказывал, что эта уникальная пара долгие годы прожила в одной семье. Ею не пользовались, а бережно хранили, поэтому на предмете и нет привычных следов бытования. И только представители самого молодого поколения семьи решили расстаться с этой парой. К сожалению, такое отношение к семейной истории встречается довольно часто.