В конце сентября лето выходит на дорогу сезонов и прощается с нами до следующего года. Осень не торопит. Рано утром, когда солнце рассыпается огненным блеском, начинается поход – лето неспешно отправляется в путь. Его провожают все: собравшиеся на перелесках птицы и звери, вьющиеся комариные стайки, раскрывающиеся розовые цветы недотроги и даже сама осень. Она стоит, прислонившись к старому дереву, слегка приобняв его – немного виновато, но игриво улыбается и машет рукой… Когда в последний раз перед поворотом в лиловую чащу лето оглядывается – осень посылает ему воздушный поцелуй и с молодых берёзок то ли от грусти расставания, то ли от сочувствия падают первые жёлтые листья на разлинованную росой траву…
Я тоже вышел на проводы лета. Хотя на утреннем небе и ползали грузные, надувшие щёки облака, было понятно, что солнце скоро отправит их отдыхать и будет царить в лазурном сентябрьском дворце звенящей тишины.
Маршрут начался с любимого мной Измайловского острова. Его воды покрылись бронзово-золотым налётом от отражающихся листьев. Казалось, осень прошлась здесь ночью босиком по водной глади, разбрасывая на поверхность конфетти первого листопада. В середине Серебряно-Виноградного пруда плавали чомги. Каково же было моё удивление, когда я заметил птенцов. Их сложно назвать даже учениками средней школы – ещё пуховики. Видимо, та пара, которую я успешно снимал в июне, решились на второй выводок. Волнуюсь немного за них – главное, чтобы птенцы выросли и окрепли до ледостава, который никто не знает, когда может случиться. У пары чомг три птенца, один птенец чуть меньше собратьев. Кроха держался чуть поотдаль. Чомги чистились, родители периодически давали детям пуховые перья – они отлично помогают в процессе пищеварения у рыбоядных птиц.
Понаблюдав за водоплавающими, я обошёл Остров по периметру. Старые липы смотрели на уходящие облака, между стволов плавал лёгкий ветер, в бурой подстилке копошились синицы и поползни. В один момент как из ниоткуда появилась звёздочка-зарянка, посидела на мшаной кочке и исчезла в коридоре прозрачной аллеи. Воздушно, легко и просторно – такие мысли посетили меня от прогулки в усадьбе Измайлово, на этом я решил временно покинуть старинное место и отправиться дальше – в лесопарк.
Погода окончательно разгулялась, становилось теплее и над лесом разлился созерцательный штиль. Я неспешно прошёл вдоль спрятанных в древесных частоколах прудов, побродил вдоль старой ЛЭП и отправился на восточный участок заросшего луга. Да, дебри оказались почти непролазными – крапива и репейник под два метром в высоту сплелись в единый гигантский клубок, укрепили его полевыми вьюнами и затрудняли каждый шаг. Но я знал куда хочу пробраться максимально незамеченным. Ещё издали мне послышалась щебетание и мурлыкание щеглов. Наконец-то я «дополз» до места, где можно было разглядеть красноголовых красавцев, ловко маневрирующих на репейниковых участках в поисках самых удобных веток с большим количеством семян.
Солнце то заходило, то вновь выбиралась из-за остатков облаков, контрасты и тени играли не то в прятки, не то в догонялки – эти перепады играли на птицах и растениях, постоянно перекрашивая их, затемняя и наоборот – осветляя. С одной стороны – очень люблю такую пёструю динамику съёмки, с другой - постоянно приходится маневрировать настройками камеры. Но я рад полученному результату – это была хорошая фотосессия ярких птиц, по которым, признаться, успел соскучиться с весны. Вдоволь нагулявшись по лугу, отряхнувшись от тучи прилипших семян, я отправился дальше…
Тропинка вдоль речки Серебрянки петляла и пряталась в зарослях недотроги, розовеющей сочными осенними цветами. Всплески небольших волн о выпирающие камни и когда-то упавшие ветки, немногословная птичья перекличка, звон ветра о пряди позолотевших берёз – всё это слышалось тихой песней осени. Она шла где-то рядом со мной по другому берегу, улыбаясь ясными солнечными лучами – ещё летними, но уже сентябрьскими. Теперь она здесь полноправная повелительница и в те дни ей хотелось поиграться с уходящим теплом и оставить его на остывающей по ночам земле. Игривая и лёгкая, изящная и улыбчивая – осень касалась зеленых листьев и стеблей трав, а те в свою очередь преображались… наливались бронзой и золотом. Августовская драпировка падала, и новые формы невероятных цветов пока ещё осторожно проявлялись в долине. Чувство какой-то необычной предстоящей встречи ощущалось изнутри…
Я дошёл до изгиба реки, где с одной стороны расстилалась большая заросшая поляна, окружённая ольхой и берёзами, а с другой - разнобой кустарников и болотистый спуск. Среди черёмухи и бузины росло изящное дерево дикой яблони. Какое-то внутреннее чувство затормозило меня, и я отчётливо ощутил на себе чей-то любопытный взгляд. Прямо посередине яблочных веток сидела куница, внимательно изучавшая меня. Камера в лесу у меня всегда в руке, и я среагировал моментально, пытаясь не дышать от резко поднявшегося адреналина.
Такие встречи случаются редко. Очень редко. Лесная куница – зверь предельно осторожный, но в тот день мы несколько секунд просто смотрели друг на друга, более того – зверь высунул любопытную мордочку из частокола веток, листьев и яблок. Но, будто опомнившись, куница ловка затерялось в кроне. Хищник в тот день предпочёл фруктовую диету и с аппетитом пробовал на вкус румяные маленькие яблочки дички. Конечно, я попытался сделать эти уникальные кадры, но тысячи веточек и листьев не давали нормально сфокусироваться. Через минуту куница стрелой спустилась вниз и умчалась в болотистые дебри...
Продолжение следует...
Спасибо за поддержку и доброе внимание! Всегда жду Ваши комментарии - и буду очень рад, если подпишетесь на мой канал!
С Вами был фотограф природы Михаил Ездаков