Первый железнодорожный вокзал в Туле появился в 1867 году и получил название «Курский». И только в 1938 году его переименовали в «Московский».
Изначально здание вокзала было построено из дерева, но уже через год, в 1868 году, рядом с деревянной постройкой возвели каменное сооружение.
В 1953 – 1956 году вокзал реконструировали. На входе появился шестиколонный портик. На самом деле, колонн 8, но название портики получают исключительно по количеству колонн на фасаде здания. Шестиколонные фасады являются самыми распространённые в древнегреческой дорийской архитектуре. Есть ещё четырёхколонные, восьмиколонные и десятиколонные.
В 1970 году было пристроено здание пригородных касс и багажного отделения.
2025 году зданию вокзала присвоен статус объекта культурного наследия регионального значения. Вокзал является памятником истории и архитектуры. Под защиту попал шестиколонный портик, деревянные балки внутри вокзала и мемориальные таблички.
На территории вокзала есть комплекс, посвящённый героическим защитникам Тулы в годы ВОВ. И музей железнодорожной техники под открытым небом.
Стоимость билета.
В 1867 году билет в первый класс стоил 5 рублей 40 копеек (Москва – Тула).
Цена была достаточно высокой, но, несмотря на это, поезда ходили переполненные, пришлось вводить дополнительные поезда и маршруты.
Сейчас данное направление, так же является очень популярным. По последним данным на 2025 год, Тульская область стала одним из самых популярных направлений внутреннего туризма в Центральной России. Туристический поток увеличился на 7%, по сравнению с 2024 годом.
Поэтому билеты быстро заканчиваются, особенно на «Ласточку». Планировать своё путешествие стоит заранее, особенно если едите не одни.
В сентябре 2025 году билет на скоростной поезд «Ласточку» стоил от Москвы до Тулы 1056 рублей 50 копеек, обратно 899 рублей 80 копеек. Стоит учитывать, что в выходные цена немного выше, чем в будни.
Время в пути.
Время в пути от Москвы до Тулы 2 часа 15 минут. Но в мою поездку он прибыл на 10 минут раньше. В среднем поезд ехал 97 км/ч и меньше, и только изредка набирал скорость 137 км/ч.
Исторические личности, побывавшие на железнодорожном вокзале.
Лев Николаевич Толстой – разумеется, живя в «Ясной поляне» неоднократно был на этой станции.
В 1879 году на вокзале произошла историческая встреча Л.Н. Толстого и И.С. Тургенева. Встретились они вскоре после примирения. Писатели были в соре 17 лет (с1861 – по 1878 год). Встреча специально не планировалась, но Лев Николаевич узнав о том, что на вокзале будет Иван Сергеевич, проявил инициативу и поспешил на вокзал. Встреча закончилась объятьями. На вокзале есть памятная табличка.
И. С. Тургенев в 1878 году на вокзале встречался с начинающей писательницей Любовью Стечкиной, которая являлась родственницей будущего знаменитого конструктора оружия Игоря Стечкина.
Николай Лесков (точной даты нет) – родился в Орловской губернии в 1831 году, прославил мастеров-оружейников в своём «Сказе о тульском косом Левше и о стальной блохе». Город Мценск (который находится в 123-130 км от Тулы) так же стал известен благодаря повести Н. Лескова «Леди Магбет Мценского уезда».
В 1890 году Антон Павлович Чехов совершал путешествие через всю страну на остров Сахалин (к месту содержания ссыльных и каторжников). Возвращался обратно морем, затем в Одессе сел на поезд и высадился в Туле. У него был «знатный» багаж – 21 чемодан и 3 мангуста. Через три года в книге «Остров Сахалин» он напишет: «…Жить где-нибудь в Тульской или Курской губернии, видеть каждый день избы, дышать русским воздухом само по себе высшее счастье».
Пётр Ильич Чайковский – был на «Курском (Московском) вокзале».
В 1897 году по перрону прогуливался В.И. Ленин (на тот момент ещё Ульянов). Он ехал в сибирскую ссылку и по дороге заехал на несколько дней к матери в Москву. По одной из легенд свой псевдоним Тулин, он взял в память о том моменте.
В 1904 году на вокзал прибыл поезд, в котором ехал героический экипаж крейсера «Воряг».
Император Николай Второй, неоднократно проезжал на поезде мимо этой станции. Был с официальными визитами в 1887 году, в статусе цесаревича, и в 1904 году в статусе императора. В 1914 году происходит встреча с Бекендорфом, местными чиновниками и ранеными, в первой мировой войне, офицерами.
В период с 1914-1916 год в здании вокзала был развёрнут военный госпиталь, для пострадавших в первой мировой войне.
В 1919 году перед железнодорожниками выступал Михаил Калинин.
В 1921 году на вокзал прибыли участники 3-го конгресса Коммунистического Интернационала и 1-го конгресса Красной интернационала профсоюзов, они, возвращались обратно из Москвы и сделали остановку в Туле. Событие это стало значимым, так как они ехали в аэровагоне. Аэровагон - это чудо железнодорожной техники, который представлял собой вагон, стоящий на железнодорожной дрезине с авиационным двигателем и трёхметровым пропеллером. И мог развивать скорость до 140км/ч. Эта остановка была последней, вскоре рядом с Серпуховом аэровагон слетел с рельсов и разбился. Официальной причиной произошедшего указали плохое состояние рельсов. Но есть теория, что всё было подстроено.
1959 году Никита Хрущёв был с визитом.
1977 году на вокзал прибыл Леонид Брежнев для вручения Туле «Золотой Звезды» города-героя.
В следующих публикациях вы узнаете, где погулять по ночной Туле, и что вкусного я привезла.
#тула #интересныефактыотуле #московскийвокзалвтуле