Булгаков и морфий. Тема, которую стараются не обсуждать, как бы перелистывая страницы жизни писателя и врача.
Великий писатель серебряного века, талантливый врач, великолепный театральный режиссер и актер. Вы не раз слышали его известные произведения: «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» и «Роковые яйца».
Но все ли так прекрасно на самом деле?
В 1917 произошло то, что подкосило репутацию автора: он начал употреблять морфий. Но сделал он это не из чистого любопытства.
Он боялся, что после проведения операции у больного дифтерией, он сам мог ей заразится. Поэтому принял лекарство, но оно вызвало у него аллергическую реакцию и невыносимые боли. Что уже привело к употреблению наркотического вещества.
Но неправильно думать, что и произведение «Морфий» он писал будучи не в трезвом состоянии. Работу над ним он закончил в 1927, когда употребление наркотиков уже давно осталось в прошлом. Однако именно собственный опыт бесспорно повлиял на содержание книги.
По поводу его выхода из зависимости ходит много слухов: то его жена сама ухаживала за ним и терпела его выходки, подтасовывала воду вместо морфия; то это его врач придумал такой подход к больному и сам следил за дозами наркотика; то Булгаков вдруг сам в одно утро раз и навсегда отказался его принимать. В общем, предмет спорный.
«Морфий»- это рассказ-исповедь, конечно это не автобиография, но то что испытывает человек и как становится морфинистом об этом Булгаков пишет очень ярко.
И вот я в Театре "Многоточие" на спектакле-монологе «Морфий». Такого рода спектакли, монологи, меня всегда немного напрягают. Я боюсь, что актер не сможет в течении полутора часов удержать внимание, заинтересовать зрителя. Но мое любопытство взяло вверх и я на спектакле.
Небольшой театр играет на разных площадках, сегодня я на Палихе, в районе метро Менделеевская, для меня это идеальный вариант. Небольшой зал, на сцене кушетка, ширма, тумбочки, стул. Мебель одновременно является и декорациями. Актер единственный - Эдгард Арутюнов . Но играет он несколько ролей. Мы видим поэтапное саморазрушение героя рассказа Сергея Полякова. Мы становимся свидетелями самого тайного что есть у человека - его дневника, некоторые страницы которого даже сам автор вырвал, представляю какой ужас там описывал герой. Происходит постепенное опустошение , потеря контроля и увеличение дозы препарата.
Мы не видим Аннушки, спутницы Сергея в тот момент, но слышим ее мягкий голос , которая всячески пытается спасти героя рассказа. Но с каждым уколом это становится все сложнее и сложнее. Вот и сам Сергей Поляков понимает, что ему уже не справится с этой зависимостью. Выстрел, он решает все. И здесь Эдгард Арутюнов уже выступает в образе врача, который пытается спасти коллегу. А вот роль коллеги играет пасло, черное пальто. Но веришь актеру, что это человек, который вот так постепенно превратился в тень. На протяжении спектакля наблюдала как менялось выражение героя, его зрачки, которые стали в конце спектакля уже обезумевшими, синева под глазами и дрожащие руки. Актер настолько естественно показал как морфий уничтожил человека, что в конце спектакля ты ему веришь.
Спектакль закончился, я вышла на улицу, вдохнула свежего воздуха, но говорить не могла, шла до дома вся в думах. Еще раз поражаясь смелости писателя рассказать обо всем этом так открыто. Булгаков не побоялся осуждения , презрения со стороны людей. Он был врач и свой долг выполнил написав об этом, показав всю боль самоуничтожения человека. Читать было мне сложно это произведение, но и спектакль смотрится тяжело.
Булгаков писал: «Трусость — самый страшный порок». Театр «Многоточие» добавляет: «Зависимость — дочь трусости».