За нарушение ПДД беспилотником будет отвечать его изготовитель. А владельца признают виновным в ДТП в случае, ели он нарушил требования руководства по эксплуатации. Минтранс подготовил проект закона, в котором закрепил основные понятия и прописал ответственность каждого, кто имеет отношение к обеспечению безопасности транспортного средства на дороге. Тему продолжит Екатерина Косинец.
Разбирательство по установлению виновника аварии порой растягивается на месяцы. Это при условии, что транспортными средствами управляли люди, у каждого из которых – своя версия произошедшего. А если один из участников ДТП – робот? В таком случае существующих законов определённо недостаточно. В Минтрансе подготовили законопроект, в котором устанавливаются ключевые определения, а также права и обязанности всех, кто причастен к эксплуатации ВАТС – так сокращённо названы беспилотные автомобили. Аббревиатура расшифровывается как "высокоавтоматизированные транспортные средства". Эти средства уже ездят по российским дорогам и иногда попадают в аварии.
По данным Минэка, за время экспериментального периода (с апреля 2022-го по ноябрь 2024-го) в России в ДТП попали 36 беспилотников. Надо сказать, что ни один из них не унёс ни одной жизни. При том, что в США и Китае, где беспилотный транспорт распространён намного шире, такие случаи – не единичны.
В ходе российского эксперимента только в двух случаях из 36 было установлено, что причиной стала ошибка автоматического пилотирования. Во всех остальных виновниками были другие участники дорожного движения. Однако по факту всё – намного сложнее. Чёткого понимания, сколько действующих лиц и структур распределяют между собой ответственность за безопасность движения безэкипажного автомобиля, нет даже в Женеве, говорит главный редактор журнала "За рулём", автор и ведущий программы "Рулевой" на "Вестях ФМ" Максим Кадаков.
КАДАКОВ: Некоторое время назад предполагалось, что Женевской конвенции о дорожном движении, которая сформирована и закручена исключительно вокруг водителя – живого человека, достаточно. Её надо только поднастроить и включить туда какие-то функции, относящиеся к ВАТС – автономным транспортным средствам. Но относительно недавно было принято кардинально противоположное, фактически, решение, что нет, донастроить нельзя. И поэтому надо разрабатывать новую Конвенцию о дорожном движении, которая как-то органично будет учитывать на будущее все нюансы, которые связаны с автономным транспортом.
В новом российском проекте ответственность за соблюдение роботом правил дорожного движения полностью ложится на изготовителя. Задача владельца – неукоснительно следовать правилам эксплуатации. При ДТП также проверят, насколько качественно авторизованный сервисный центр выполнял техобслуживание и ремонт и своевременно ли обновлял программное обеспечение. Также документ устанавливает требования к операторам и операторскому контролю и порядок допуска ВАТС на автомобильные дороги.
Однако эксперты говорят, что в этом вопросе ещё слишком много пробелов. С 2022 года тестирование беспилотных автомобилей проводилось в экспериментальном правовом режиме в «Сириусе», татарстанском «Иннополисе» и в столичном районе Ясеневе. В 2023 первые грузовики без водителей поехали по трассе М11 «Нева». В 2024 г. по трассе М4 «Дон» запустили доставку товаров с помощью грузовых беспилотников из Москвы в Тулу. Но специалисты уверены, этого опыта всё ещё недостаточно, чтобы сформировать справедливый закон, который бы не требовал уточнений для каждой отдельной ситуации. Однако в Минтрансе рассчитывают, что проект будет одобрен и новый закон позволит перейти к постоянному использованию беспилотного транспорта, и даст возможность запустить автомобили без водителя в кабине уже к 2027 году.