От Худшего К Лучшему - рубрика, в которой я ранжирую определенные культурные явления (фильмы, альбомы, песни) от (как можно понять из заголовка) самого худшего - до самого лучшего.
Вот здесь - теоретические данные и краткое вступление. Прочитали? Отлично, тогда продолжаем-с.
Предыдущие части:
Напоминаю градацию оценок:
0 - не стоит даже рассуждать на тему того, что это и о чём
1 - отвратительно
2 - плохо
3 - неудовлетворительно
4 - ни рыба, ни мясо
5 - терпимо
6 - очень даже ничего
7 - хорошо
8 - очень хорошо
9 - великолепно
10 - гениально
Поехали!
12 - «Берегись Автомобиля» (1966)
Оценка: 8/10
Именно в этой точке девушки без адреса и весёлые люди ниоткуда отходят на второй план, уступая место советским робин гудам с грустными глазами. В чем же причина столь разительной и впечатляющей трансформации? Почему Эльдар Александрович отставил в сторону типичный советский оптимизм и обратился к безжалостной иронии? Что послужило катализатором?Катализатором, как ни странно, послужило знакомство Рязанова с драматургом Эмилем Брагинским – и надо сказать, что это был брак, заключенный на небесах, ибо впоследствии этот дуэт создал всё то, без чего мы не мыслим советский кинематограф как таковой.
Впрочем, без ложки дёгтя не обошлось – у «Берегись Автомобиля» был очень тяжелый путь, ибо чиновники из Госкино никак не хотели давать фильму зелёный свет – они считали, что положительный персонаж не может быть преступником. И вот именно тут впервые и появляется та самая фишка с двойной моралью, впоследствии не раз появляющаяся в фильмах ЭАР: да, Юрий Деточкин, конечно, преступник – но те, кто якобы страдают от его действий, в разы хуже, неужели непонятно?
В итоге ЭАР и Брагинский пошли на хитрость: они переработали сценарий в повесть и опубликовали её в журнале «Молодая Гвардия». Народу повесть очень понравилась и чинушам в итоге пришлось пойти на попятную. Изначально, кстати, Юрия Деточкина должен был играть Юрий Никулин, однако он укатил в Африку на гастроли с цирком и тем самым расчистил дорогу для принца датского – то есть для Иннокентия Смоктуновского собственной персоной.
«Берегись Автомобиля» – тонкий и ироничный Рязанов, еле-еле сдерживающий обострённое чувство справедливости и свято верящий в то, что на одну и ту же проблему существует несколько взглядов.
11 - «Карнавальная Ночь» (1956)
Оценка: 8/10
Первая самостоятельная работа Рязанова – и первое попадание в яблочко.
И самое удивительное заключается в том, что ЭАР снимать новогоднюю кинокомедию… вообще не планировал!
Да, если бы не Иван Пырьев, директор Мосфильма на тот момент, то никакой «Карнавальной Ночи» может и вовсе не было бы. Молодой Рязанов вообще хотел драму снимать и не понимал, почему Пырьев навязал ему легкомысленную ленту по сценарию драматургов Бориса Ласкина и Владимира Полякова. Но спорить с начальством тогда Элик, как ласково называли Рязанова коллеги, ещё себе позволить не мог, поэтому засучил он рукава и принялся варганить из того, что ему предложили, что-то такое, что можно было бы смотреть и спустя полвека. Пресный сценарий Ласкина и Полякова был основательно переработан и дополнен большим количеством шуток и гэгов, после чего встал вопрос о том, кто же будет играть главные роли.
И тут снова не обошлось без Пырьева: он настоятельно рекомендовал обратить внимание на Людмилу Гурченко и Юрия Белова. И если Белов особых подозрений у Рязанова не вызывал, то в профессионализме Гурченко были определенные сомнения. Однако на съемочной площадке Людмила Марковна проявила себя во всей красе и вскоре все вопросы-претензии отпали сами собой.
Ну и конечно же нельзя не упомянуть великолепного (и великого) Игоря Ильинского, настолько правдоподобно сыгравшего узколобого бюрократа Огурцова, что все остальные на его фоне как-то бледнеют и теряют свой яркий окрас.
«Карнавальная Ночь» – полный сил Рязанов, готовый сию минуту ринуться в бой со всеми старыми порядками и многовековыми устоями, причём исключительно ради хорошего настроения зрителя.
10 - «Старики-Разбойники» (1971)
Оценка: 8/10
Здесь используется практически та же самая формула, что и в «Берегись Автомобиля»: следователь Мячиков (Юрий Никулин) не хочет уходить на пенсию и при помощи своего друга, инженера Воробьёва (Евгений Евстигнеев), использует все возможные методы, в том числе и незаконные, чтобы доказать, что он ещё способен служить обществу и приносить ему пользу.
Снова двойная мораль? Да, Брагинский с Рязановым вновь прибегают к помощи этого приёма и надо сказать, что в «Стариках-Разбойниках» они применяют его гораздо более тонко и элегантно, чем в «Берегись Автомобиля». Плюс ко всему следователь Мячиков сам по себе фигура гораздо более трагичная, чем Деточкин – последний был молод и полон сил, добивался справедливости по собственному желанию, исходя из высоких моральных принципов. А вот Мячиков был вынужден сражаться за самого себя из-за того, что отступать было, собственно говоря, некуда – позади было только безрадостное доживание с милой и порядочной, но все же несколько бесхарактерной Анной Павловной (Ольга Аросева).
«Старики-Разбойники» – балансирующий на грани Рязанов, который с одной стороны вроде как пытается насмешить, а с другой стороны поднимают серьёзные и очень глубокие темы, связанные со взрослением, старением и тому подобными вещами.