Тема нашего сегодняшнего разговора – профессиональное выгорание. Или, как я люблю его называть, «тихий пожар души».
Что это за зверь такой – выгорание?
Представь себе свечу. Яркую, красивую, с ровным и сильным пламенем. Она горит, освещает все вокруг, дарит тепло. Но если горит слишком долго, слишком ярко, да еще и на сквозняке… что происходит? Воск тает быстрее, фитиль покрывается нагаром, пламя начинает подрагивать, коптить и в итоге гаснет. А иногда, что самое страшное, оно может поджечь сам подсвечник и устроить пожар.
Вот выгорание – это тот самый нагар на фитиле и расплавленный воск. Это не просто «устал на работе». Это состояние полного истощения – эмоционального, физического и ментального. Это когда твой внутренний ресурс не просто на нуле, а ушёл в глубокий минус.
Давай я тебе расскажу историю моей клиентки, Анны. Аналитик в крупной IT-компании, звезда, перспективная, умница. Ко мне она пришла с жалобами на постоянные мигрени, бессонницу и странное ощущение, что она «сбилась с курса и плывёт не туда, а двигатель заглох».
«Знаешь, – сказала она на первой сессии, – у меня такое чувство, будто я бегу по беговой дорожке, которая с каждой минутой ускоряется. Я уже задыхаюсь, ноги подкашиваются, а остановиться не могу, потому что тогда упадёшь и тебя раздавят. И самое ужасное – я даже не помню, куда и зачем я бегу».
Вот он, классический портрет выгорания. Это не депрессия, хотя они часто идут рука об руку. Депрессия – это более глобальное состояние тотальной потерянности и печали во всех сферах жизни. А выгорание чаще всего привязано именно к работе. Но последствия его могут перекинуться на всю жизнь.
Три кита, на которых стоит выгорание: разбираем по косточкам.
Психологи, а мы любим все структурировать, выделяем три основных компонента выгорания. Давай поговорим о каждом.
1. Эмоциональное истощение.
Это самое очевидное. Представь, что твой эмоциональный резервуар – это бензобак. В норме ты тратишь топливо (энергию, эмоции) в течение дня, а ночью во сне он пополняется. При выгорании ты тратишь так много, что система пополнения не справляется. Ты просыпаешься уставшим. Идешь на работу с ощущением, что тебя вывернули наизнанку. Раздражают коллеги, бесят клиенты, злит мигающий курсор на мониторе.
Диалог с Анной:
«Анна, опиши, что ты чувствуешь, когда утром приезжаешь в офис?»
Она помолчала, потом тихо сказала: «Пустоту. Как будто внутри пепел. Раньше я заходила, меня встречали шутками, я радовалась новым задачам. А сейчас… смотрю на экран, и меня тошнит. Мне хочется спрятаться в темной комнате и чтобы никто не трогал. Даже любимая собака, которая всегда ждала у двери, стала меня раздражать. Я кричу на нее, а потом плачу от стыда».
Вот это оно. Когда сил нет не только на работу, но и на жизнь. На любимые хобби, на семью, на себя. Эмоции либо на нуле, либо это одна сплошная раздражительность.
2. Деперсонализация, или цинизм.
Это защитный механизм твоей психики. Когда эмоций больше нет, она пытается дистанцироваться. Ты начинаешь относиться к своим обязанностям, коллегам, клиентам с холодным безразличием, а то и с цинизмом.
Врач перестаёт видеть в пациенте человека, а видит «очередной аппендицит в пятой палате». Учитель думает о классе не как о детях, а как о «сборище неспособных балбесов». Менеджер в ответ на просьбу клиента мысленно пожимает плечами: «Да решится как-нибудь само, мне все равно».
Диалог с Анной:
«А как ты сейчас относишься к своим проектам? Раньше ты горела каждой идеей».
Она горько усмехнулась: «Идеи? Это просто тикеты в Jira. Очередные баги. Горит оно все синим пламенем. Меня бесит наш тимлид, который с утра пораньше пытается всех «замотивировать» игрушками и походом в бар. Бесит этот наигранный позитив. Все это фальшь. Я теперь вижу, сколько вокруг лицемерия. Все эти корпоративы с их «мы одна семья»… да кому это надо?»
Человек на этой стадии часто конфликтует, становится язвительным, я бы даже сказал, «профессионально выгоревшим циником». Это не его истинная сущность. Это панцирь, под которым прячется израненная, уставшая душа.
3. Редукция профессиональных достижений.
Третий компонент – это ощущение собственной некомпетентности. Ты начинаешь думать, что ты плохой специалист, что ничего не добился, все твои прошлые успехи – случайность, а теперь ты просто не справляешься.
Ты заглядываешь в свое профессиональное прошлое и вместо портфолио побед видишь коллекцию провалов. Любая мелкая ошибка воспринимается как катастрофа и подтверждение своей никчёмности.
Диалог с Анной:
«Анна, вспомни тот проект, за который тебя хвалило все руководство. Ты же его вела блестяще».
Она опустила глаза: «Наверное, просто повезло тогда. Сейчас я не могу сделать даже элементарный отчёт. У меня тупик в голове. Я смотрю на цифры и не могу сложить два плюс два. Я чувствую, что глупею с каждым днём. Коллеги уже, наверное, шепчутся за моей спиной, что я «скатилась»».
Это порочный круг. Истощение приводит к цинизму, цинизм мешает работать, что ведёт к ошибкам и ощущению некомпетентности, что, в свою очередь, усугубляет истощение.
Откуда ноги растут? Причины «тихого пожара».
Продолжение: https://www.litres.ru/72592552/