Найти в Дзене
Картины рассказывают...

Анна-Ева Бергман. Художница, жена художника (дважды)

«Зачем ты рисуешь?» — спрашивают меня люди. Я могу дать простой ответ: потому что я должна, потому что я не могу без этого. Анна-Ева Бергман Её работы — это медитации о свете, пространстве и природе, созданные в уникальной технике, где краска встречается с золотом и серебром. Но путь художницы был непростым, а её открытие для широкой публики произошло лишь спустя десятилетия после создания главных полотен. Анна-Ева Бергман родилась в 1909 году в Стокгольме в семье шведа и норвежки. После развода родителей мать увезла девочку в Норвегию, где прошло её детство. Ранние годы девочки были непростыми. Она не только не знала отца, но и не имела постоянного места жительства и видела свою мать лишь изредка. Ведь той приходилось много работать, чтобы прокормить себя и дочь. В детстве и юности у Анны-Евы развилось сильное чувство независимости и, прежде всего, рано проявился художественный талант. В 1925 году, в возрасте 16 лет, она решила посвятить себя изучению искусства. До 1927 года уч
«Зачем ты рисуешь?» — спрашивают меня люди. Я могу дать простой ответ: потому что я должна, потому что я не могу без этого.
Анна-Ева Бергман

Её работы — это медитации о свете, пространстве и природе, созданные в уникальной технике, где краска встречается с золотом и серебром. Но путь художницы был непростым, а её открытие для широкой публики произошло лишь спустя десятилетия после создания главных полотен.

Анна-Ева Бергман родилась в 1909 году в Стокгольме в семье шведа и норвежки. После развода родителей мать увезла девочку в Норвегию, где прошло её детство.

Ранние годы девочки были непростыми. Она не только не знала отца, но и не имела постоянного места жительства и видела свою мать лишь изредка. Ведь той приходилось много работать, чтобы прокормить себя и дочь.

В детстве и юности у Анны-Евы развилось сильное чувство независимости и, прежде всего, рано проявился художественный талант.

Автопортрет, ок. 1946
Автопортрет, ок. 1946

В 1925 году, в возрасте 16 лет, она решила посвятить себя изучению искусства. До 1927 года училась в Государственной школе искусств и ремёсел и Академии изящных искусств в Осло, в 1928 году – в престижной Венской школе прикладных искусств.

Анна-Ева была необычайно свободной. Еще в двадцатые годы играла в теннис, ходила в кино, выглядела как мальчишка. В двадцать два года получила водительские права, тогда как в то время почти ни у кого из женщин их не было.

А затем в 1929 году переехала в Париж, где стала заниматься в частной академии художника Андре Лота.

Без названия, 1931
Без названия, 1931
Без названия, 1933
Без названия, 1933

В том же году она познакомилась с французским художником Хансом Хартунгом, и они поженились.

История отношений Анны-Евы и Хартунга полна драматизма. Их союз был бурным: два молодых художника, стремящихся к самовыражению, нередко сталкивались характерами и амбициями. Жизнь в Париже, финансовые трудности, а затем тревожные предвоенные годы усугубили напряжение. В 1938 году супруги расстались и вскоре развелись.

В годы войны Бергман вернулась в Норвегию и почти перестала заниматься живописью. Война сильно повлияла на художницу, перевернула весь ее внутренний мир.

После войны вновь начала писать. Но ее стиль стал совершенно другим. Бергман практически исключила из своего творчества изображение людей. Только элементы природы, только неодушевленные предметы.

Постепенно обретая новый, оригинальный стиль, упрощая формы и используя металлическую фольгу для создания иллюзии света.

Эта техника имела традицию, восходящую к Средневековью, и применялась в алтарных образах и церковном убранстве.

Бергман разработал собственную технику и работал с различными металлами. Таким образом, она смогла создать свет в изображении и использовать эффект золота, серебра или меди.

Последовали годы глубоких исследований. Она снова начала много писать и рисовать, обратив внимание к абстракции.

Хартунг же продолжал работать во Франции и участвовал в движении Сопротивления. В 1952 году художники вновь встретились — и на этот раз решили быть вместе до конца. Второй брак оказался прочным и стал для обоих опорой: они жили и работали во Франции, поддерживая и вдохновляя друг друга вплоть до смерти Бергман в 1987 году.

Первые работы Анны-Евы Бергман находились под влиянием немецкой «Новой объективности». Это были наблюдательные рисунки, иногда с долей сатиры, фигуративные сцены, в которых угадывалась живая энергия повседневности. Но уже тогда художницу привлекали темы света и пространства, а в пейзажах прослеживалось стремление к упрощению формы и почти абстрактному выражению атмосферы.

Одиночество. Дом, 1947
Одиночество. Дом, 1947
Немецкие иммигранты, 1932
Немецкие иммигранты, 1932
Без названия, 1933
Без названия, 1933
Без названия, 1933
Без названия, 1933

После войны она отказалась от фигуративности и обратилась к абстракции. Решающий толчок дала поездка по северу Норвегии: величие скал, сияние воды и холодное свечение арктического неба навсегда остались в её живописи.

Голубые сны, 1951
Голубые сны, 1951
Дождь, 1949
Дождь, 1949

Зрелый стиль Анны-Евы Бергман узнаваем с первого взгляда. Она использовала необычные материалы — фольгу, поталь, тончайшие металлические листы, накладывая их на поверхность холста. Свет в её картинах словно исходит изнутри, превращая изображение в медитативное пространство.

Формы становятся простыми и лаконичными: круги, линии горизонта, очертания гор, луна или солнце. В этих символах сливаются северные пейзажи, архетипы природы и космические мотивы.

Огонь, 1962
Огонь, 1962
Серебряный рак, 1955
Серебряный рак, 1955
Горный гребень. 1971
Горный гребень. 1971
Большая гора,1957
Большая гора,1957
Норвежский остров, 1952
Норвежский остров, 1952
Финмарк, зимний горизонт Севера,1966
Финмарк, зимний горизонт Севера,1966
Большой синий горизонт, 1969
Большой синий горизонт, 1969

Анна-Ева Бергман умерла в 1987 году. Ее последняя картина, в основе которой акрил, моделирующая паста и металлическая фольга

-17

При жизни её творчество часто оставалось в тени: в середине XX века арт-сцена была перенасыщена громкими мужскими именами. Но сегодня ретроспективы и выставки в Париже, Осло, Мадриде и других городах открывают её наследие заново.

Анна-Ева Бергман предстает как одна из тех, кто сумел соединить северную суровость и южное сияние, абстракцию и природу, тишину и бесконечность.

"Волшебница света: Анна – Ева Бергман" - такое название имела выставка работ художницы в Музее современного искусства в Париже в 2023 году