Стоя в тереме у высокого окна, она смотрела вниз. Ей было известно, что сегодня стрельцы подняли бунт, а теперь уже стали поступать вести о кровавой расправе над представителями рода Нарышкиных. Вот только, несмотря на происходившую трагедию, на лице молодой женщины была заметна едва уловимая улыбка. Она думала о том, что, вероятно, именно сейчас сбывается то, о чём она много думала, но не смела и мечтать.
Имя царевны Софьи известно даже школьникам. Но какой мы видим её на страницах учебников по истории? Властной, излишне амбициозной дамой, практически «узурпировавшей» власть, которая принадлежала её брату Петру I. Но такой ли она была на самом деле?
Итак, что же известно о женщине, дерзнувшей бросить вызов традициям и многовековым устоям? Что за отношения связывали Софью и её фаворита Василия Голицына? Как правила царевна? И как она потерпела крах?
Образованная и талантливая
Историю о царевне Софье интересно начинает писатель Евгений Карнович в своём сборнике романов об исторических личностях. Он описывает эпизод встречи царевны и её наставника, монаха Симеона.
Во время беседы с ним Софья спрашивает о звёздах и о том, можно ли узнать судьбу человека, «читая» небесные светила. Монах отвечает ей, что это вполне возможно и говорит, что сама царевна поднимется очень высоко, причём речь идёт совсем не о высоком происхождении Софьи Алексеевны.
Конечно, это фрагмент книги Карновича – лишь вымышленный эпизод, однако нельзя исключать, что Софья уже с юных лет понимала свою исключительность.
Она и правда была необыкновенной девочкой. Родившаяся в 1657 году в семье царя Алексея Михайловича и его первой супруги Марии Милославской, Софья обладала живым умом, с удовольствием училась и могла по праву считаться одной из самых образованных девиц Руси того времени.
В ту пору царевны заканчивали обучение уже годам к десяти. Девочке из царской семьи достаточно было знать грамоту, закон Божий и уметь считать – большего от неё не требовалось.
Но юная Софья понимала, что этих знаний ей явно недостаточно. Она просила отца позволить ей продолжить обучение. Так вышло, что Софья воспитывалась вместе с братьями, да и наставником её был мудрый Симеон Полоцкий, что явно повлияло на становление личности царевны.
Непростое время
Сложно сказать, как бы сложилась судьба Софьи, если бы её брат Фёдор III не был таким болезненным и имел бы наследников. Вероятно, в этом случае царевна так и просидела бы всю жизнь в теремах, не помышляя ни о каких великих свершениях и власти.
Однако у правителя не было детей, а после его смерти престол должен был унаследовать младший брат Фёдора и Софьи Иван Алексеевич. Однако юный престолонаследник тоже не отличался крепким здоровьем, и многие полагали, что долго Иван не проживёт.
Вот тогда-то за дело взялись представители совсем иного рода – Нарышкиных, к которым принадлежала вторая жена покойного царя Алексея Михайловича. Царица Наталья (она же – мачеха Софьи) и её соратники в 1682 году возвели на престол малолетнего Петра I. Казалось, что в борьбе за власть именно этот клан одержал верх над противниками.
Однако Милославские не собирались сдаваться. Они явились в стрелецкие полки и объявили, что юный царь Иван задушен, и сделано это по приказу царицы Натальи Нарышкиной, матери Петра. Возмущённые стрельцы двинулись к Кремлю, на крыльцо которого царица вывела здоровых и невредимых Ивана и Петра.
Но это не помогло усмирить гнев бунтовщиков. Они устроили кровавую расправу над Нарышкиными и их соратниками. Уже в первые часы мятежа были убиты боярин Артамон Матвеев и Михаил Долгоруков, а затем от рук стрельцов пали и два брата Натальи Нарышкиной.
Софья – зачинщица бунта?
Как вы понимаете, этот бунт оказался на руку Милославским. Вскоре Иван был наречён первым государем, а Пётр – вторым. При этом, учитывая ослабевшие позиции Нарышкиных, последний вынужден был удалиться в село Преображенское. Регентом при малолетних правителях стала их старшая сестра.
Согласитесь, в связи с этим возникает логичный вопрос – а была ли причастна к тому стрелецкому бунту 1682 года царевна Софья? Большинство историков считает, что да.
В своей книге «Царевна Софья» Виктор Наумов отмечает, что многие маститые историки (Ломоносов, Соловьёв, Ключевский) не сомневались в виновности Софьи. Но при этом он верно отмечает, что истина, как часто бывает, находится посредине.
Да, царевна, несомненно, знала о мятеже. Однако предвидеть кровопролитие и ту жестокость, с которой стрельцы будут расправляться с её недругами, она тоже не могла.
Сегодня отчего-то очень мало внимания уделяется правлению царевны Софьи – дескать, она лишь жаждала власти и, получив её, не слишком-то трудилась. Но мнение такое является ошибочным. Да, Софья действительно старалась не столько для брата Ивана (хотя едва ли он обрёл бы права царя без её поддержки), сколько для себя. При этом бездарной или глупой Софью не называли даже её враги.
Правление царевны
Софья была хитрой, ловкой и весьма дальновидной женщиной. Порой она делала то, что едва ли могло быть под силу её предшественникам. Так, например, после сожжения лидеров старообрядцев раскольники направились к Кремлю и потребовали, чтобы Москва вернулась к старой вере. Пригласив в палаты зачинщиков мятежа, Софья начала вести с ними переговоры.
Тем временем их сторонники, разочаровавшись, начали расходиться. Когда у Кремля почти не осталось раскольников, Софья приказала казнить делегатов-старообрядцев. Более того, саму историю с мятежом она преподнесла как исключительно провинность сторонников прежних обычаев, а ведь изначально пролили кровь именно представители власти и «нового» духовенства.
Сегодня часто забывают, что именно при Софье был заключён мир с Речью Посполитой, крайне выгодный для России. Отныне за нашей державой оставались Киев, Смоленск, Чернигов и земли до самого Новгород-Северского. Хотя не нужно думать, что это была именно ее инициатива. Договор готовили много лет, но Софья его утвердила, а могла и пойти другим путем.
Не менее удачным был Нерчинский мир с Китаем, по сути, давший старт нашим торговым отношениям. Многие современники и историки последующих веков восхищались царевной. Как писал Вольтер:
«Она (Софья) имела много ума, сочиняла стихи, писала и говорила хорошо, с приятной наружностью соединяла множество талантов; они были омрачены только её честолюбием».
При этом сама Софья не собиралась венчаться на царство, а напротив, делала всё для укрепления позиций своего младшего брата Ивана. Для юного царя она нашла подходящую жену, Прасковью Салтыкову. Несомненно, Софья надеялась, что у Ивана родится наследник, но, увы, на свет появлялись лишь девочки.
Любовь или дружба?
Как видите, Софья была вполне талантливой правительницей. Но, говоря о временах её регентства, нельзя оставить без внимания отношения царевны и Василия Голицына.
В художественной литературе эта пара нередко показана страстными любовниками, старательно скрывающими свой роман. Стоит признать, что у самого Голицына в нашей истории сложилась не слишком хорошая репутация.
Человек образованный и способный, он часто описывается как обыкновенный фаворит, желавший угодить Софье, с которой состоял в романтических отношениях. Но верно ли такое представление?
Не стоит забывать, что свою карьеру Голицын начинал ещё при Алексее Михайловиче и уже тогда проявил себя человеком благородным, храбрым, деятельным. Он довольно быстро достиг высокого положения при дворе (и да – это ещё не в бытность фаворитом).
Он принимал участие в Чигиринских походах, причём именно Голицыну принадлежала идея разделения русских войск на роты. По сути, именно он начал проводить те преобразования, которые продолжит Пётр I, изменивший русскую армию.
Но какими на самом деле были отношения Голицына и Софьи? На этот вопрос историки и сегодня не могут дать достоверного ответа. Нет никаких сведений о любовной связи царевны и князя не имеется.
С одной стороны, Софью описывали как набожную и добродетельную женщину, а Голицын был женат и счастлив в браке. С другой же, до наших дней сохранилось одно из писем царевны, где она говорит фавориту:
«Свет мой, братец Васенька, здравствуй батюшка мой на многие лета… А мне, свет мой, веры не имеетца, што ты к нам возвратитца, тогда веры поиму, как увижю во обьятиях своих тебя, света моего…».
Согласитесь, сложно сказать, о чём здесь идёт речь – о нежной привязанности и любви или же просто о тёплом дружеском отношении. Но не вызывает сомнения, что Софья очень доверяла и была близка с князем.
Противостояние с Петром
В 1689 году, когда Петру I исполнилось семнадцать лет, мать женила его на Евдокии Лопухиной. Отныне юноша считался мужчиной, а потому мог самостоятельно править страной. Однако царевна Софья не спешила отдавать власть или даже делиться ею с братом. В итоге это стало причиной обострения отношений между Кремлём, где находилась Софья, и Преображенским, где проживал Пётр.
Согласно донесению стрельцов, Софья намеревалась уничтожить брата, двинув на него верные ей стрелецкие отряды (так это или нет - доподлинно неизвестно).
Однако Пётр вовремя был извещён и успел оставить село, скрывшись в Троице-Сергиевом монастыре и призывая присоединиться к нему соратников. Очень скоро Софья стала понимать, что Пётр обретает всё большую силу. И стрельцы, и его «потешные» полки направились в Троицу.
В этом противостоянии Софья потерпела неудачу. Она намеревалась встретиться с братом, чтобы лично побеседовать с ним, но этого царевне не позволили сделать.
Очень скоро у неё не осталось приверженцев, способных противостоять той силе, которая перешла на сторону Петра. В августе 1689 года в Москве произошёл переворот. Власть перешла в руки Петра, а Софья была отправлена в Новодевичий монастырь.
Положение царевны было не таким уж плачевным, как может показаться. Более того, она надеялась продолжить борьбу. Софья вела вполне мирскую жизнь, хорошо питалась, отдыхала, имела возможность гулять на свежем воздухе. Но при этом она знала, что в стране не всё спокойно, и многие стрельцы недовольны правлением Петра.
Но новый стрелецкий бунт не смог помочь царевне. Вернувшийся из-за границы царь приказал жестоко расправиться с мятежными стрельцами. Пётр знал, что бунтовщики намеревались возвести на престол Софью, и знал, как устранить эту угрозу.
После личного допроса сестры царь приказал постричь её в монахини под именем Сусанна. Свои последние годы Софья провела всё там же, в Новодевичьем монастыре, где умерла в 1704 году.
У одних историков личность царевны Софьи вызывает восхищение, другие же отзываются о ней пренебрежительно, отмечая слишком большую жажду власти и непомерные амбиции. Но, как мне кажется, самую верную оценку её деятельности даёт историк Евгений Францевич Шмурло:
«Софья первая пробила брешь в той стене, за которой, замурованные, сидели наши прабабушки; она первая вывела их из терема, указав путь, идя по которому русская женщина стала теперь, по широте и глубине своего образования, по интенсивности своих духовных стремлений, одной из первых женщин мира».