... не разлюбишь никогда!
Кижи, Онежское озеро...
Есть такие места, побывав в которых, ты меняешься. Что-то новое записывается на твою подкорку. Потому что понимаешь, что увидел что-то большое, настоящее, прикоснулся к чему-то очень важному, даже если это древность. И если бы в нашей памяти или в нашем сердце существовало бы что-то вроде отделов и разделов, то Кижи заняли бы одно из важных мест в отделе "Доброе". Это моё ощущение...
А мы едем. Помахав на прощание рукой Онежскому озеру спешим поздороваться с Ладожским.
Сортавала
Датой основания считается 1468 год. Расположен город на Северном берегу Ладожского озера. Входит в Перечень исторических городов России.
Ударение в названии допустимо ставить как на первый слог так и на третий.
Впрочем, раньше (1825–1915) город имел и другое имя, а именно – Сéрдоболь.
На набережной города стоит памятник Александру I.
Ещё один памятник стоит на берегу. Мне кажется, очень сильный памятник, выразительный.
А вот посмотрите, какая чудесная ладожская нерпа прекрасно соседствует с историческими личностями.
А нам нужно бросить вещи в отель и поспешить в одно очень интересное место. Впрочем, не отель, а гостиница, которая называется "Сеурахуоне". Пожалуй, надо сказать о ней пару слов.
Как выяснилось, гостиница эта "Объект культурного наследия регионального значения". О как! А мы и не знали, случайно сюда попали.
Построена гостиница была в 1909 году одним финскии архитектором в стиле северный модерн. В 1938 году она была перестроена другим финским архитектором уже в стиле функционализм. 🤔 Ну наверное...
А вот фойе на этаже, где были комнаты-номера, мне напомнило мою школу. Школа была старая, не типовая, на каждом этаже были просторные фойе, а не коридоры. И такие же большие застеклëнные двери (сейчас такое в школах непозволительно).
Вот что понамешено в человеческой памяти? Где гостиница с финской историей, а где школа в Новосибирске?🤦♀️
Рядом с гостиницей обнаружили ещё один интересный объект, а именно памятник.
Петри Шемейкка – карельский сказитель и исполнитель народных эпических песен. Памятник поставлен в 1935 году к 100-летию первого издания карело-финского эпоса «Калевала». В руках сказителя национальный музыкальный инструмент кантеле.
Рускеала
Я не то чтобы не знала, что смотреть и чего ждать от этого места, я вообще не знала о его существовании и не слышала названия Рускеала. Спасибо мужу, просветителю меня. Не шучу.
Рускеала – название посëлка в Сортавальском районе Республики Карелия. Этот посëлок и дал название горному парку, куда мы отправляемся.
Горный парк – объект культурного наследия (с 1998 года), памятник истории. Представляет из себя мраморный карьер, заполненный грунтовыми водами.
Каменоломни были открыты на этом месте ещё в 1765 году, в начале правления Екатерины II.
Протяжённость карьера 460 метров, ширина до 100 метров. Расстояние от самой верхней точки до дна более 50 метров.
Вертикальные шахты соединены целой системой штолен и штреков, общая протяжённость которых несколько километров. Бóльшая часть выработок затоплена водой.
Добывали здесь мрамор вплоть до 1939 года.
По всему парку проложены очень удобные и прочные мостки. Впрочем, в некоторых местах подходить к перилам довольно-таки страшно.
Кроме обязательного входного билета можно приобрести различные экскурсии, а можно гулять по парку самостоятельно. Но вот в бывшую штольню можно попасть только в составе организованной группы, что мы и сделали.
Красота пещер – это особенная красота. У меня в таких местах ощущение временного провала. Если бы из подводного озера всплыла вдруг какая-нибудь доисторическая рептилия, я бы, наверное, не удивилась. Впрочем, испугалась бы знатно.
Эту штольню для туристического пространства начали осваивать только в 2009 году.
В 2017 здесь прошла первая экскурсия. И в этом же году первый в Карелии спелео-маршрут был удостоен Гран-При Всероссийской премии «Маршрут года».
Мрамор из Рускеальского карьера вы могли видеть в знаменитых местах Санкт-Петербурга. Например, им облицован Исакиевский собор, им же выложены полы Казанского. Подоконники Эрмитажа – также.
А ещё этим мрамором оформлены две станции Петербургского метро – «Приморская» и «Ладожская».
Можно устроить и водную прогулку. Либо на лодочке (грести самим), либо вас покатают на прогулочной платформе. Мы пошли по пути наименьшего сопротивления и решили – пусть нас покатают.
Вид с воды замечательный. Высота бортов карьера впечатляет.
Платформа заходит в небольшие гроты.
В одном из гротов наш водитель (капитан?) взял у меня из рук телефон (я сидела к нему ближе всех) и сделал фото. Я поблагодарила, но удивилась. А он с улыбкой спросил: – Увидели?
В одном месте парка нашли своеобразную выставку работ. Из мрамора, конечно.
Возможно, практиковались студенты, молодые скульпторы. Никакой таблички, объясняющей фигуры, мы не увидели.
И я, наконец-то, решила сделать свою башенку из камней, так называемый, сейд. Ну, согласитесь, непростительно не соорудить пирамидку, если мрамор буквально валяется под ногами.
Говорят, что пирамидки (или как, например, домашние питомцы) похожи на своих хозяев. Получается, я какая-то треугольная. А я думала, что, скорее, округлая... В общем, угловатая у меня натура. Надо на досуге подумать об этом...
Ну, и, конечно, против сувениров из мрамора устоять почти невозможно.
Ну а если не хочется ничего покупать, то можно просто наклониться и поднять из-под ног кусок мрамора, на любой вкус и цвет. Запрещающих объявлений не делать этого не увидели нигде.
Невдалеке от карьера увидели трубы немного необычной формы.
Оказалось, это трубы мраморно-известкового завода. И если сам карьер не действовал уже после Великой Отечественной, то завод работал до 1990-х.
Но мы ещё не прощаемся с этим местом. Тут есть ещё кое-что интересное помимо мраморного карьера.
В 2019 году с ж/д станции Сортавала до горного парка Рускеала был запущен туристический ретропоезд на паровой тяге, Рускеальский экспресс.
Поезд идёт чуть больше часа и ходит ежедневно и круглогодично.
И это единственный в России ежедневный поезд на паровой тяге.
А какие звуки издаёт это чудо техники! Я совсем не поклонница всевозможной машинерии, но стояла раскрыв рот. А машинист, обдав паром (пар не горячий!) стоящих на перроне любопытствующих, с улыбкой слушает визги и писки.
Сам ретропоезд состоит из четырёх-пяти вагонов с обязательным вагоном-рестораном. А для таких, как мы (не пассажиров поезда) на запасном пути стоит стационарный вагон-ресторан, то есть просто кафе в вагоне.
***
Что сказать... Это место меня очаровало. Хотелось вновь и вновь ходить по парку, любуясь таким единением камня, воды, леса. Вновь и вновь слушать свисток настоящего паровоза (вот уж не знала этого за собой). Мне не хотелось уезжать. А надобно.
Нам нужно вернуться в Сортавалу, чтобы...
... чтобы посетить причал. На завтра у нас запланирована поездка на остров Валаам.
Но, как говорится, человек предполагает, а... Ветер 10-12 м/с. А как мы помним, при 5 м/с уже объявляется оно, штормовое предупреждение. Как нам объяснили, волны будут... метра три.
У Ладоги характер крут, шутить с этим нельзя. Так что, билеты на "Метеор" сданы и мы возвращаемся домой.
Жаль. Но мы стараемся во всём видеть положительное. Значит, так должно было быть (не быть) и это задел на будущее. Валаам будет в списке под номером один. А список уже ведётся.
Мы не увидели нерп в природе, не увидели северное сияние, не увидели... много чего ещё. Главное – очень хотеть. И тогда всё получится. Верю в это.
***
Мы выезжаем домой. У самого выезда из города увидели забавную вывеску.
Вот, кстати, о чëм забыла сказать.С троллем нам повезло не встретиться. А с лосем встретиться повезло. Переходил дорогу перед нашей машиной высокий длинноногий красавец. А ещё вдоль дорог бегали шикарные рыжие лисы, даже и не бегали, а этак ходили, важные, уверенные в себе, а ещё... Так, я, похоже, начинаю сначала.
Мы обязательно постараемся вернуться в эти места.
Если ты полюбишь Север,
Не разлюбишь никогда!
А мы влюблены. В Север! Север...