Что ищут сотрудники аэропорта, когда просят включить ваш ноутбук?
Те, кто часто летает, знают, как важно приезжать в аэропорт заранее. Сцены из фильма «Один дома», где семья главного героя в последний момент добирается до трапа и их пускают на борт, сейчас кажутся фантастикой. Сегодня нужно прибыть минимум за два часа: пройти паспортный контроль, все виды досмотра — от багажа до ноутбука. Но почему вообще кто-то проверяет ваш компьютер?
День, когда всё изменилось
Всё началось после террористических атак 11 сентября 2001 года, когда требования к безопасности полётов полностью пересмотрели. До этого дня можно было садиться в самолёт с чемоданами, набитыми колющими и режущими предметами, а в ручную кладь брать двухлитровые бутылки газировки и швейцарские ножи с длинными лезвиями. Но после…
Террористы, захватившие четыре самолёта в тот трагический день, именно так и проникли на борт с оружием — пронесли его в ручной клади. Как только это выяснилось, авиакомпании по всему миру резко усилили меры безопасности.
Некоторые аэропорты справились с этим всего за одну ночь! Представьте: за одну ночь у гейтов появились профессиональные охранники, вооружённые до зубов и прошедшие специальную подготовку. Они могли легко обезоружить потенциального преступника и проверить сотни чемоданов, рюкзаков и сумок на наличие оружия.
Процедура тоже преобразилась. Теперь пассажиров часто заставляют снимать обувь, куртки, ремни из брюк, доставать из карманов телефоны, а из сумок — компьютеры и бутылки с водой. Всё, что теоретически могло пригодиться для изготовления бомбы, подлежало изъятию или проверке.
Такие строгие правила действовали около пяти лет, а затем процесс стал смягчаться; вместо ручного досмотра ввели другие надёжные и точные методы проверки.
Просто положите в сканер, и готово
Всё это неплохо, подумаете вы. Но почему с ноутбуком до сих пор такие хлопоты? Почему нельзя просто бросить его в сканер, и на этом закончить?
Дело в том, что сканеры работают на основе рентгеновского излучения, которое просвечивает предметы, но не все. Металлы, например, не пропускают лучи, а батарея ноутбука и большинство его деталей как раз металлические — излучение сквозь них не проходит.
То же самое касается фотоаппаратов, видеокамер, зарядных устройств и блоков питания — в общем, всей электроники и аксессуаров.
Пока гаджет остаётся в сумке, оператор сканера не может разглядеть, что именно там внутри. У него два выхода: направить вас на ручной досмотр багажа (что само по себе долгая и стрессовая процедура) или попросить заранее вытащить технику.
Это вполне логично: бывали случаи, когда с помощью компьютера или другого оборудования преступники маскировали части взрывных устройств или просто пытались перевезти в самолёте разобранное оружие без разрешения (особенно актуально для США, где оружие распространено, но в ручной клади запрещено).
В некоторых больших терминалах установлены продвинутые трёхмерные сканеры, которые позволяют проверять багаж без необходимости «разбирать» его. Так что если вас не заставляют доставать ноутбук, значит, в аэропорту стоит именно такое современное оборудование.
Кстати, иногда требуют не только вытащить ноутбук, но и включить его! В Сети ходят мнения, что это для доступа к личным данным, но на деле всё проще — охрана просто хочет убедиться, что в сумке настоящий компьютер, а не подделка, набитая чем-нибудь подозрительным.
Как обстоят дела со сканерами для тела?
Досматривают не только вещи, но и пассажиров — с помощью арочных металлоискателей. Эти устройства не полагаются на рентгеновские лучи, а просто фиксируют фоновое излучение разных объектов (у человеческого тела оно одно, у металлических предметов в карманах — другое). Некоторые модели всё же излучают и затем анализируют отраженные сигналы (по принципу радаров или сонаров). В разных государствах предпочитают различные подходы.
В США, к примеру, используются сканеры на основе технологии обратного рассеивания — активные, они облучают человека для сбора данных. А в странах ЕС, Британии и Австралии применяется не низкочастотное рентгеновское излучение, а миллиметровые волны — их вред для организма настолько минимален, что они даже не классифицируются как ионизирующее излучение.
Насколько эффективен ИИ в обеспечении безопасности аэропортов?
В последнее время большие ожидания связывают с искусственным интеллектом, и эксперты по безопасности уверены: скоро компьютеры революционизируют эту область. Они полагают, что пройдёт пять, максимум десять лет, и продвинутая модель ИИ с специальными алгоритмами и оптическими сенсорами сможет сопоставлять снимки проходящих через контроль людей с базами данных преступников без участия человека и предупреждать, если появится подозрительный тип.
Более того: такая система может интегрироваться со сканером, и когда пассажир проходит через него или кладёт багаж на конвейер, рядом не будет оператора, чьи усталые глаза могут пропустить на размытом изображении потенциально опасные вещи. Вместо него тот же ИИ будет сверять содержимое вашего багажа с базой, заранее наполненной сотнями тысяч изображений возможных угроз. Разумеется, это значительно ускорит процесс.
В некоторых аэропортах для создания высокодетализированных 3D-моделей уже применяется оборудование, аналогичное больничным томографам. Эту технологию тоже можно улучшить с помощью искусственного интеллекта, не говоря о том, что однажды технологии дойдут до уровня, когда отдельный досмотр станет ненужным, а проверка будет проводиться дистанционно и бесконтактно — так, что добропорядочные пассажиры даже не почувствуют этого.