Найти в Дзене
Простое кино

8 детей, 1 мама, 0 звуков: режиссер «Тихого материнства» о силе духа, что громче слов

В этом году на кинофестивале «Волшебный фонарь» будет представлен фильм «Тихое материнство» режиссёра Александра Терона — вдохновляющая история о любви и преодолении. «Тихое материнство» — потрясающий документальный фильм, рассказывающий о Любови Саетовой, глухой женщине, которая создала большую и дружную семью из восьми приёмных глухих детей. Её путь — это настоящая борьба за право каждого ребёнка на счастье, понимание и заботу. Благодаря силе характера, бесконечному терпению и искренней любви Любовь смогла научить своих детей «слышать сердцем», преодолевая границы тишины. Фильм показывает, что самые важные звуки рождаются внутри нас самих, вдохновляя зрителей поверить в силу человеческого духа и ценность настоящей семьи. Режиссёр Александр Терон — глухой человек из Рязани, владеющий русским жестовым языком и известный по роли в фильме «Племя» (2014). Более десяти лет он интервьюировал глухих для новостного портала «Глухих.нет», и именно из этого опыта родился его первый полнометражны

В этом году на кинофестивале «Волшебный фонарь» будет представлен фильм «Тихое материнство» режиссёра Александра Терона — вдохновляющая история о любви и преодолении.

«Тихое материнство» — потрясающий документальный фильм, рассказывающий о Любови Саетовой, глухой женщине, которая создала большую и дружную семью из восьми приёмных глухих детей. Её путь — это настоящая борьба за право каждого ребёнка на счастье, понимание и заботу. Благодаря силе характера, бесконечному терпению и искренней любви Любовь смогла научить своих детей «слышать сердцем», преодолевая границы тишины. Фильм показывает, что самые важные звуки рождаются внутри нас самих, вдохновляя зрителей поверить в силу человеческого духа и ценность настоящей семьи.

Режиссёр Александр Терон — глухой человек из Рязани, владеющий русским жестовым языком и известный по роли в фильме «Племя» (2014). Более десяти лет он интервьюировал глухих для новостного портала «Глухих.нет», и именно из этого опыта родился его первый полнометражный документальный проект «Тихое материнство».

-2

— Александр, расскажите немного о себе и о том, как возникла идея снять фильм «Тихое материнство»?

— Я Александр Терон, родился в Рязани, глухой, носитель русского жестового языка. Последние десять лет я интервьюирую глухих людей с разными судьбами для порталов «Глухих.нет», «ВОГинфо» и своего YouTube-канала. Любовь Саетову знаю давно — она была одним из первых глухих блогеров. В 2023 году увидел её ролик «Жилье. 1 часть», и меня глубоко тронула её борьба с бюрократией за жильё для приёмного сына. Понял: история требует не просто интервью, а полноценного документального фильма. Любовь с энтузиазмом поддержала идею, а портал «Глухих.нет» помог с финансами. В апреле 2024 года съездил к ней в Башкортостан снимали в Дюртюлях и Туймазах — ушло четыре дня. Поскольку оператора не было, помогали её сыновья Иван и Марат и мой друг Денис.

-3

— Это ваш первый фильм. Как шла работа над монтажом?

— Фильм получился очень эмоциональным, как и сама история героини. Монтаж был сложным: нужно было сохранить мощь переживаний, но сделать повествование сбалансированным, чтобы не перегрузить зрителя. Большую поддержку оказала команда «Глухих.нет» — помогали с субтитрами и озвучкой.

— Что, на ваш взгляд, помогает человеку раскрыться перед камерой?

— Перед интервью я стараюсь установить контакт, понять настроение героя, подбадриваю его. Хорошая подготовка важна: изучить материалы о герое, подготовить вопросы. Думаю, это универсально для любого интервью.

— Что для вас важнее — суть или красивая картинка в фильме? Что значит «красивая картинка»?

— Для меня важны и суть, и красивая картинка. Я придирчив по натуре — хочется, чтобы фильм был увлекательным и интересным, чтобы история запоминалась. Красивой картинкой я считаю не только композицию, но и её эмоциональное воздействие.

-4

— В фильме есть озвучка — её делала нейросеть?

— Сначала была идея сгенерировать озвучку с помощью ИИ, но я отказался: в доступных сервисах не было голосов, передающих энергетику героини. А ведь важно сохранить интонации, чтобы фильм чувствовала и слышащая аудитория. Над озвучкой работала слышащая Марина Чернова — она корректировала субтитры и помогала подбирать актеров.

— Кто занимался подбором музыки для фильма?

— Музыку подобрал Николай Шмелёв, слабослышащий экс-руководитель «Глухих.нет». У него большой опыт работы редактором.

— Насколько тяжело глухим людям работать с видео и режиссурой? Какие советы вы дали бы тем, кто хочет попробовать?

— Тяжело — это ошибочное мнение. У глухих восприятие зрительных образов и ощущений ничем не хуже слышащих, а иногда даже лучше. Учёные доказали, что у людей с потерей слуха развиваются другие чувства. Кинопроизводство — отличная сфера для самореализации. Есть талантливые глухие аниматоры, например Павел Сахаров с проектами «Маша и Медведь», «Ми-ми-шки» и др. Есть несколько глухих режиссёров, снимающих фильмы на жестовом языке. Совет тем, кто делает первые шаги в документалистике — начинать с небольших репортажей и интервью, набираться опыта. Всё возможно, если верить и работать.

-5

Фильм «Тихое материнство» — это проникновенная история о любви и силе духа, открывающая необыкновенный мир семьи, где слышат не ушами, а сердцем. Благодаря творческому и искреннему подходу Александра Терона картина станет важным событием кинофестиваля «Волшебный фонарь» и подарит зрителям новый взгляд на преодоление границ и значение семьи.