Сын дьявола, слуга сатаны – такими прозвищами именовали одного из величайших музыкантов мира Никколо Паганини. Обладатель неординарной внешности и непревзойденного таланта пользовался завидной славой. Путь музыканта с уникальной техникой исполнения казался неимоверным для сына простого грузчика.
Струны Паганини умели звучать плачем ребенка, смехом безумца или шепотом колдуна. Он мог на одной струне исполнить сложнейшую партию. Кто же запустил в Европе слух, что Николо Паганини пошел на сделку с самим Дьяволом?
Скрипач от Бога
Отец будущего гения был простым грузчиком. Никколо рос в бедной генуэзской семье с шестью детьми. Родители рано заметили в маленьком сыне тягу к музыке и обучили его игре на мандолине и скрипке. Если мальчик ленился, Антонио безжалостно наказывал ребенка, правда, случалось такое крайне редко. Никколо влюбился в скрипку и вскоре самостоятельно сочинял сложные для своего малого возраста произведения. Высоко оценивая способности сына, Антонио отдал его учиться к профессионалу - скрипачу Джованни Черетто.
11-летний Никколо выступал на богослужениях в итальянских церквях, и слухи о его даре распространялись очень быстро. Не осталось точной информации, посещал ли Паганини обычную школу, но во взрослом возрасте он допускал массу орфографических ошибок. В 13 лет скрипач дал первый светский концерт в Генуе, успешно выступил во Флоренции. Заработанные деньги пошли на обучение у знаменитых скрипачей.
С первым учителем Алессандро Ролла сотрудничество не сложилось. Преподаватель чувствовал себя плохо, когда Никколо с отцом явились к нему знакомиться, и отказался их принимать. Около его спальни лежала скрипка и незнакомые ноты. Мальчик взял инструмент в руки и заиграл «с листа», заставив больного Ролла встать с постели и выйти в коридор, чтобы увидеть этого одаренного исполнителя. Обомлев от увиденного, он отказался преподавать Паганини уроки, поясняя это тем, что ему просто нечему научить столь одаренного музыканта.
Уже через два года Никколо совершил большое турне по Италии, собирая полные залы в Милане, Болонье, Пизе, Флоренции и совершенствуя технику с каждым выступлением. К 1800-му Паганини приобрел славу выдающегося скрипача, занимался преподаванием и работал с оркестром. В этот период музыкант пристрастился к картам и стал проигрывать громадные суммы. Только огромным усилием воли музыканту удалось избавился от болезни и поклясться до конца своих дней не брать карты в руки. Старшая сестра Наполеона княгиня Элиза Бонапарт была верной почитательницей таланта Паганини и наделила его статусом придворного виртуоза. Никколо дирижировал первыми спектаклями, руководил концертами и даже закрутил с Элизой роман.
Зловещий артист
В 1808 году едва ли не весь мир знал гениального скрипача и композитора Никколо Паганини. Ему легко давались произведения такой сложности, какие музыканты-современники не могли постичь годами. Паганини владел техникой игры пальцами (пиццикато), одновременной игры на двух струнах, демонстрировал невероятные пассажи. Слушатели-эксперты разводили руками, а неискушенные зрители сочиняли легенды, что вместо струн на инструменте Никколо кишки замученных любовниц. На деле же струны Паганини были тоньше общепринятых и настраивал скрипку он на четверть тона выше, что обеспечивало большую яркость звучания. Отличался и смычок, который был длиннее стандартного на несколько дюймов.
Ещё больше интересных материалов и видео в нашем Телеграмме ❤️ Обязательно посмотрите ❤️
Европа в начале 19 века полнилась всевозможными мистическими легендами. В ту эпоху в искусстве популяризовались всяческие крайности, буйствовали страсти, довлел интерес к сверхъестественному и потустороннему. Внешность Паганини с его истощенным телом, нестриженными черными волосами и мрачным взглядом полностью соответствовали ожиданиям и интересам публики. А он не просто не спешил развеять слухи, а мастерски их культивировал, создав себе славу зловещего артиста. Глубоко религиозное общество поясняло гений скрипача сговором с дьяволом. Куда проще и понятнее было трактовать невообразимый талант происками нечистой силы. Да и завистливые коллеги Никколо распускали соответствующие слухи, хоть как-то перекрывая собственные неудачи на его фоне.
Отказ хоронить по-христиански
Известен случай на одном из концертов в Ливорно, когда Паганини вышел на сцену прихрамывая, так как незадолго до выступления повредил ногу. Из-за неловкости движений музыкант уронил с подставки для нот свечи, и зал зашипел подозрительными смешками. Бурная реакция зрителей усилилась, когда начавший играть скрипач порвал струну, но продолжил блестяще исполнять произведение, будто ничего не произошло. А через какое-то время озвучил информацию, что пишет сонату для одной струны. Поначалу это вызвало недоумение и смех, а когда на премьере затихли последние звуки легендарной военной сонаты «Наполеон», смеяться уже никому в голову не пришло. «Всё-таки он не человек, это сам дьявол!», - таким было заключение знатоков.
Блистательная Элиза Баччокки аплодировала стоя, вслед за хозяйкой вечера раздались аплодисменты и остальных собравшихся. Правда, большая часть зрителей по-прежнему отказывались верить, что перед ними человек из плоти и крови, а не пособник сатаны. И, казалось, только Элиза понимала, что вовсе не сделка с дьяволом является ценой божественной мелодии. Все объяснял редчайший талант, помноженный на бесконечно тяжёлый труд.
Паганини дожил лишь до 57 лет, скончавшись в Ницце в 1840 году. Епископ Ниццы наотрез отказал близким в служении заупокойной мессы по покойному. Разумеется, все из-за тех же слухов о мистической сущности музыканта. Близкие перевезли останки Никколо в Геную – на родину.
❤️ Другие интересные статьи и видео в нашей группе в VK👇 Посмотрите👇
Но даже там получили отказ в отпевании по всем христианским правилам. Сын скрипача Ахилл годами боролся с властями и сановниками за право похоронить Паганини по католическому обряду. И только папа римский Пий IX дал такое разрешение в 1876 году. Окончательно же прах скрипача нашел покой в 1896-м на кладбище Пармы. Но даже после погребения в обществе продолжали утверждать, что останки великого музыканта нетленны, а из могилы слышны звуки скрипки.
История "второго Паганини": Как у Николая II украли скрипку Страдивари, и Почему через годы её продали за бесценок.
Напишите в комментариях, что Вы думаете по этому поводу
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/011025/65668/