Найти в Дзене
Read by RedHat

Как создать литературный памятник из собственного разбитого сердца

Любовь, ставшая «Триумфальной аркой». Или история о том, почему нельзя приручить пуму (и не нужно). В общем, скажи мне, что ты меня любишь. В наш век мгновенных сообщений мы разучились говорить о любви красиво. Слова стираются, экраны гаснут, а тонкости чувств тонут в потоке «Привет, как дела?».  Есть магия в рукописном письме — оно заставляет быть искреннее, продуманнее, смелее. Бумага не терпит суеты. Она — физическое воплощение чувства, маленький артефакт, который можно перечитывать, хранить, передавать. Писать письма — это искусство, а у искусства есть свои гении. И один из величайших мастеров любовного послания — Эрих Мария Ремарк. Некоторые книги попадают в руки не потому, что ты их долго искал, а потому что они сами тебя нашли. Так случилось и с этим томом. В погоне за «Заводным апельсином» я споткнулась взглядом о Ремарка, взяла один экземпляр — и почти бегом на кассу. Без раздумий.  Однажды вечером решила прочитать пару страниц, чтобы вникнуть в контекст. На следующее утр

Любовь, ставшая «Триумфальной аркой». Или история о том, почему нельзя приручить пуму (и не нужно). В общем, скажи мне, что ты меня любишь.

В наш век мгновенных сообщений мы разучились говорить о любви красиво. Слова стираются, экраны гаснут, а тонкости чувств тонут в потоке «Привет, как дела?». 

Есть магия в рукописном письме — оно заставляет быть искреннее, продуманнее, смелее. Бумага не терпит суеты.

Она — физическое воплощение чувства, маленький артефакт, который можно перечитывать, хранить, передавать. Писать письма — это искусство, а у искусства есть свои гении. И один из величайших мастеров любовного послания — Эрих Мария Ремарк.

Некоторые книги попадают в руки не потому, что ты их долго искал, а потому что они сами тебя нашли. Так случилось и с этим томом. В погоне за «Заводным апельсином» я споткнулась взглядом о Ремарка, взяла один экземпляр — и почти бегом на кассу. Без раздумий. 

Однажды вечером решила прочитать пару страниц, чтобы вникнуть в контекст. На следующее утро книга была закончена.

Нет, это не роман. 

Это — настоящая, документальная история любви Ремарка к актрисе Марлен Дитрих, которая началась почти с ресторанной случайности и взрастила целый мир. Мир, в котором появились «Триумфальная арка», циничный хирург Равик и его чувственная Жоан Маду.

И здесь стоит отдать должное гению Ремарка в обращениях к возлюбленной:

 «Моё сентябрьское небо», «прелестная дриада»,
«нежное сердце»,
«аппассионата»,
«волнующая мою кровь»

и многие другие фразы цепляют сердце. Он не просто придумывал ласковые имена, он создавал целые миры 

интимности и нежности.

Заметка: не бойтесь быть поэтичными в своих обращениях. Выделяйте и адаптируйте этот приём в общении с любимыми. А лучше — пишите письма. Именно в них, без спешки, рождается та самая искренность, которой нам так не хватает.

Но жизнь всегда сложнее литературы. «Триумфальная арка» — это грандиозное «а что, если?»

Это желание Ремарка переписать самого себя: быть в любви таким же спокойным и рассудительным, как его герой, а не тем ранимым, отчаянно влюбленным человеком, которым он был наяву. 

🖇️И самое поразительное — даже после разрыва, Ремарк продолжал быть с Марлен. Правда, уже не в жизни, а в фантазиях «Триумфальной арки». 

На страницах романа он получил последнее слово, переплавил свою боль в силу Равика, а их историю — в бессмертный сюжет. Это был его способ никогда с ней не прощаться.

Тот, кто в реальности умолял: 

«Можешь устроить так, чтобы мы снова пообедали и посмеялись вместе?»

— в романе обрел недостижимую в жизни стоическую твердость.

Он в порыве чувств раскладывал душу на бумаге, она - отвечала и улыбалась другим. А позже с тоской писала: 

«Не знаю, как к тебе обращаться, - Равик теперь общее достояние...»

Их история казалась бы законченной: он женился на другой (большинство писем от Марлен было сожжено по воле новой жены). 

Но факт остается фактом: они действительно любили друг друга до самого конца. 

Эта любовь оказалась прочнее всех обид и разочарований. 

И, спустя 29 лет, когда Ремарк был уже окончательно болен, Марлен заботилась о нем, посылая ему еду: 

«Любовь моя, вот говядина без единой жиринки в собственном соку: мясо можешь съесть или выбросить. Главное — соус»

И среди всей этой страсти, тоски и гениальности — главная правда, которую я вынесла из их переписки и которая стала итогом всего:

«Никто не берет себе пум в дом, чтобы вырастить из них домашних кошек»

Кому читать ?

Искренне рекомендую эту переписку всем, кто любит Ремарка и хочет глубже понять «Триумфальную арку». Идеально — прочитать её перед самим романом. 

Вы будете поражены: холодный Равик обретет невероятную глубину, когда увидишь, из какой человеческой боли и уязвимости он родился.

#ЭрихМарияРемарк

#СМЧТМЛ

#ТриумфальнаяАрка

#книготайны

#книжный_приговор