Найти в Дзене
Вся ТВЕРЬ

Косяки истории, мерин в Мариинке. Илья Бояшов в Твери: из театра кукол в «Переплёт»

Посещение Тверского театра кукол началось не с просмотра, а со слушания. Во время пресс-подхода мы, открыв рот, внимали автору романа, по которому поставлен спектакль «Танкист», Илье Бояшову, приехавшему из Санкт-Петербурга по приглашению Виталия Салтыкова – художественного руководителя театра и режиссера спектакля. И для нас особенно важно было встретиться с автором, так как он является гостем Межрегионального книжного фестиваля «Тверской переплёт», который пройдет 24-26 октября в областной библиотеке им. Горького. Известный писатель-историк Илья Бояшов – замечательный рассказчик, эмоциональный, вдумчивый. Он буквально распахнул двери своей творческой мастерской, рассказав, откуда берет идеи для своих произведений. Из рассыпанных в произведениях искусства образов и смыслов. Так произошло с романом «Танкист или «Белый тигр» – в нем что-то от «Белого кита» Моби Дика, где безумный капитан преследовал монстра, что-то от «Александра Невского» Эйзенштейна, который зло делает белым. Происход

Посещение Тверского театра кукол началось не с просмотра, а со слушания. Во время пресс-подхода мы, открыв рот, внимали автору романа, по которому поставлен спектакль «Танкист», Илье Бояшову, приехавшему из Санкт-Петербурга по приглашению Виталия Салтыкова – художественного руководителя театра и режиссера спектакля. И для нас особенно важно было встретиться с автором, так как он является гостем Межрегионального книжного фестиваля «Тверской переплёт», который пройдет 24-26 октября в областной библиотеке им. Горького.

Косяки истории, мерин в Мариинке. Илья Бояшов в Твери: из театра кукол в «Переплёт»
Косяки истории, мерин в Мариинке. Илья Бояшов в Твери: из театра кукол в «Переплёт»

Известный писатель-историк Илья Бояшов – замечательный рассказчик, эмоциональный, вдумчивый. Он буквально распахнул двери своей творческой мастерской, рассказав, откуда берет идеи для своих произведений. Из рассыпанных в произведениях искусства образов и смыслов. Так произошло с романом «Танкист или «Белый тигр» – в нем что-то от «Белого кита» Моби Дика, где безумный капитан преследовал монстра, что-то от «Александра Невского» Эйзенштейна, который зло делает белым. Происходит передача идеи, зажигается огонь, и уже другой мастер видит своё.

Еще один источник сюжетов – сама жизнь: история, события, люди. Илья Владимирович изучает ее досконально. Он с таким азартом рассказывает о людях, о которых пишет, так полно знает их биографии, напоминающие приключенческо-героические романы!

Например, в пандемию к нему обратился режиссёр Андрей Кравчук с предложением написать роман об Иване Тимофеевиче Беляеве – русском генерал-майоре, почётном гражданине Республики Парагвай, который можно потом будет взять за основу сценария. И началось полтора года углубленного изучения с использованием различных источников, общения с людьми, выездов на места. Открылись удивительные способности этого человека, его деяния. Карта Парагвая, найденная в семилетнем возрасте в сундуке на чердаке, предопределила судьбу. Хотя, казалось, ничто не предвещало – Иван Тимофеевич проявил себя на родине как талантливейший военачальник. Но произошла революция. И он выбрал свой путь. В результате в центре Латинской Америки армия Парагвая, сформированная из-за Чакской (парагвайско-боливийской) войны, маршируя, пела: «Соловей, соловей, пташечка». А индейцы клана ягуара выбрали его своим вождем.

Илья Бояшов настолько подробно рассказывает историю этого человека и всех, окружающих его, будто был рядом с ним. А в результате рождается роман «Морос, или Путешествие к озеру» – отчасти документальный, отчасти мистический.

Кроме того, Илья Владимирович взял на вооружение методику Достоевского. Тот по утрам изучал уголовную хронику в газетах. Писатель XXI века ищет материал в утренних новостях на экране компьютера. Интересное отправляет в копилку. Как-то туда попала заметка иркутского журналиста, в которой он расстраивался, что все знают о Маресьеве, а об их Демьянове – никто. А история-то удивительная. И родилась очередная притча «Бансу» – шпионский, мистический, философский роман: «Жили-были в годы войны два летчика – штурман Алешка Демьянов и пилот Вася Чиваркин. И служили парни не где-нибудь, а в 1-й перегоночной авиадивизии: оба в составе одного экипажа доставляли из Америки в СССР добротные американские «бостоны».

Сцена из спектакля «Танкист»
Сцена из спектакля «Танкист»

Историческое образование помогает писать книги, признался автор. Есть возможность тут ввернуть исторический анекдот, там насытить текст фактами. В симбиозе выдумки, истории и творчества рождается произведение. «А кто замахивается на интерпретацию истории без соответствующей подготовки, много ли косяков выдают?» – спрашиваем. Бояшов ответил: «Не завидую им. История сама по себе – сплошные косяки, мифы. И у каждого народа она своя. Так и должно быть».

Конечно, речь зашла о театре. Гость признался, что он человек не театральный. «Виноват» в этом отец писателя – композитор, который с младенчества затаскал его в Мариинку. При этом мальчика оставляли за кулисами, и он видел изнанку происходящего. А однажды его чуть не задавил мерин. На опере «Князь Игорь», двигаясь к сцене, жеребец увидел маленькую фигурку и сдал назад, прижав его к стене. Трагедии не произошло. Но мама была в возмущении, почему от ребенка после Мариинки пахнет навозом. Культпоходы прекратились.

При этом Илья Владимирович подчеркнул, что он поражается и восхищается людьми двух профессий. Реставраторами, которые под куполом храмов, дворцов, незаметные никому, восстанавливают мельчайшие детали. И актёрами театра кукол, которые, являясь людьми творческими, а значит очень амбициозными, остаются всегда в тени, принимая, что все внимание получают куклы. Сам же спектакль он ждет с нетерпением.

И это нетерпение было оправдано. В удивительном пространстве, куда можно попасть только по паролю, зрители проходят, как по узкому окопу, в большую сумрачную брезентовую палатку (на сцену), усаживаются в три ряда. Виталий Салтыков предупреждает: «Кто на первом ряду, будьте готовы, что вас обрызгают, потрогают, возьмут в плен». И на расстоянии вытянутой руки начинается действие. Очень трогательное. Героя, маленького человека на большой войне, и жалко, и страшно за него, и гордость берет. У него ничего не осталось кроме одержимости – настичь монстра, остановить его. Очень эмоциональное, красивое, яркое, лаконичное, насыщенное представление.

Илья Бояшов в Твери: из театра кукол в «Переплёт»
Илья Бояшов в Твери: из театра кукол в «Переплёт»

Остается назвать тех, кто работал над спектаклем: режиссер, художественный руководитель театра Виталий Салтыков; художник по куклам Евгения Баженова (г. Санкт-Петербург); композитор Евгений Харитонов. Текст за кадром читает Александр Яценко – артист кино, известный по кинофильмам «Ненормальный», «Мастер и Маргарита», «Праведник», «Аритмия» и многим другим. Роли исполняют: Александр Станько, Михаил Гусев, Александр Царьков, Екатерина Матвеева, Александра Колючая, Сергей Ожигов, Алина Стёпкина.

Каждый желающий сможет пообщаться с автором, очень доброжелательным собеседником и удивительным рассказчиком, на XI Межрегиональном книжном фестивале «Тверской переплёт» 25 октября в областной библиотеке им. Горького.

Татьяна Иванченко
Фото: Полина Юдина

Теги: Новости Твери, Переплет, Илья Бояшов, Танкист, Тверь69,